Анализ / синтез

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Анализ / синтез - способность находить и применять необходимую информацию, качественно определять причины явлений и выявлять взаимосвязи, выстраивать имеющиеся данные в единую систему.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

13 предложений
Показывать

Компетенции для анализа работы педагога

Думаю,что нужно выделить следующие профессионально-педагогические компетенции:

  • Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
  • Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
  • Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
  • Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
  • Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
  • Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Каждый учитель проводя анализ своей педагогической деятельности, растет в профессиональном плане и развивает свои компетенции выводя их на новый уровень. Из такого анализа каждый учитель должен узнать, что в работе следует закрепить, а что устранить, каким путем избежать повторения ошибок. Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести педагога к высокому профессиональному уровню мастерства.

ИИ и МО

Да, да, коллеги, именно Искусственный Интеллект и Машинное Обучение, оба эти зверя уже смотрят на нас через школьный забор. Дети знают, что такое блокчейн, криптовалюта, большие данные, нейронная сеть и многое такое, от чего у обычных учителей мозг взрывается. Все происходящее - это продукт информационной доступности, а добывать в этой куче информационное золото - дело очень неблагодарное, когда не готов общаться с примитивным алгоритмом поисковика. А подаст ли современный учитель информацию об ИИ и МО так, что дети увидят самую суть? Разумеется, я про информатику и математику, ни в коем случае не про гуманитарные дисциплины. Учитель должен уметь пользоваться этими современными технологиями, предназначенными помогать в анализе или синтезе. Но пока, к сожалению, все ограничивается примитивным поисковиком и анализом результатов его деятельности.

Компетентность в области личностных качеств

Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего педагоги среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Результаты опросов участников образовательного процесса позволяют определить общий смысл, конкретное содержание указанных качеств и раскрыть компетентность в области личностных качеств через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура.

« Пути развития аналитической компетенции учителя»

В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений нашего государства. В Программе развития образования на 2011-2020 годы огромная роль отводится формированию профессиональных компетенций и аналитической культуры педагогов.

Каждый педагог осознает, что в век информатизации и нана-технологий повышаются требования к учителям, которые сегодня выполняют роль своего рода навигатора, помогающего ученику ориентироваться в безграничном море информации. Наши знания быстро устаревают, и чтобы соответствовать требованиям современного педагога, необходимо повышать профессиональную компетентность и аналитическую культуру, владеть базовыми компетенциями.

Базовые профессиональные компетенции связанны с готовностью и способностью учителя реализовывать цели обучения предмету на различных уровнях, с учетом современных социальных требований и реальных условий преподавания. К базовым компетенциям учителя-предметника относятся:

- компетентность в области личностных качеств;

- компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности;

- компетентность в области мотивации учебной деятельности;

- компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;

- компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений;

- компетентность в области организации учебной деятельности.

Для того чтобы совершенствовать проф.компетентность, необходимо отслеживать уровень проф.мастерства, а это возможно лишь при сформированной аналитической культуре.

Современное образование предполагает переход от традиционного преподавания к конструктивистскому. Ключевой идеей преподавания является формирование аналитической культуры педагогов и учащихся. Мы постоянно анализируем как деятельность обучающихся, так и свою. У детей мы отслеживаем качество знаний, успеваемость, проводим мониторинг обученности, ЕНТ, Воуд. Глубокий анализ своей деятельности мы провоим при проведении творческих отчетов, ППО, однако новые подходы требуют, чтобы учитель ежедневно рефлексировал. Полный самоанализ урока мы проводим во время посещения уроков администрацией школы, при проведении открытых уроков. Все остальные рабочие уроки на должном уровне нами не анализируются, что сдерживает формирование аналитической культуры.

Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».

Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя .

В основе аналитической деятельности лежит анализ. По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:

  • изучение состояния и тенденций развития,
  • объективную оценку результата образовательного процесса,
  • выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.

Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность учителю:

  • формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
  • развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

Известные отечественные ученые СИ. Архангельский, К.К Платонов, СА.Гапоненко и другие - отмечают, что одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи. Невозможно без аналитической деятельности ни выявить противоречия в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Также невозможно оценить уровень собственного профессионализма, без чего немыслима работа над повышением качества своей деятельности, ибо только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем.
В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Содержание данного вида анализа строится на основе анализа посещенных уроков, внеклассных занятий и включает:

– оценку работы учителя, учащихся;

– выявление причин отклонений в качестве преподавания;

– установление причин отклонений фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе.

Оперативный анализ – значит ежедневный. Именно он помогает завучу получить информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц, четверть. На наш взгляд, этот вид анализа остается наиболее значимым и важное место в нем занимает анализ урока. Анализ уроков – серьезная работа заместителей директора. Но администрация школы сама не в состоянии сегодня фиксировать нарушения в рациональной организации учебно-воспитательного процесса и одновременно устанавливать причины этих нарушений. Поэтому важную роль в оперативном анализе играет самоанализ учителя.

Тематический анализ – диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей. Его содержание строится на основе изучения различных сторон образовательного процесса, объективной его оценки, установления педагогических резервов и путей их реализации.

Тематический анализ дает возможность привлечь к аналитической деятельности руководителей методических объединений, что способствует повышению качества образовательного процесса, устранению субъективизма в оценке результатов деятельности школы.

Итоговый анализ – анализ результатов деятельности школы за определенный период.

Содержание данного вида анализа направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Итоговый анализ дает возможность сопоставить результаты, достигнутые школой, с государственным стандартом, увидеть место школы в системе народного образования, определить основные направления ее развития.

Аналитическая компетенция учителя

Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя .

В основе аналитической деятельности лежит анализ. По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:

  • изучение состояния и тенденций развития,
  • объективную оценку результата образовательного процесса,
  • выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.

Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность учителю:

  • формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
  • развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

Корректировка формулировки

"применять необходимую информацию" звучит с точки зрения русского языка не совсем корректно. Если оставить глагол применять, то наверное необходимо указать где (в профессиональной деятельности). Возможно здесь больше подходит глагол представлять информацию. Важно, чтобы учитель умел представлять информацию оптимальным способом: кратко и доступно для учащихся.

Способность находить и представлять оптимальным образом необходимую информацию, качественно определять причины явлений и выявлять взаимосвязи, выстраивать имеющиеся данные в единую систему

Состав компетенции анализ - синтез

На уровне технического задания компетенция «Анализ / синтез» включала:

способность находить необходимую информацию;

способность применять информацию;

способность качественно определять причины явлений;

способность выявлять взаимосвязи;

способность выстраивать имеющиеся данные в единую систему.

Однако при приглашении «оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога», компетенция «Анализ/синтез» существенно изменилась и стала включать:

Информационно-поисковая активность

Определение причинно-следственных связей

Систематизирование информации

При этом:

1) способность находить необходимую информацию сведена к информационно-поисковой активности;

2) способность применять информацию – исключена;

3) способность качественно определять причины явлений и способность выявлять взаимосвязи объединена в определение причинно-следственных связей;

4) способность выстраивать имеющиеся данные в единую систему обозначена как систематизирование информации.

Авторы модели компетенций педагога рассматривают анализ/синтез не как мыслительные функции, а как процедуру предметной деятельности, направленной на решение проблем. Например, системный анализ, базирующий на аналитико-синтетический деятельности мозга включает:

1) декомпозицию (метод последовательной детализации, в основе которого лежит классификация объектов, элементов; абстрагирование от частностей; построение идеальных моделей)

2) анализ

3) синтез (агрегирование, объединение элементов; обобщение; систематизация; построение систем)

См. Родионов И. Б. Родионов «Теория систем и системный анализ» http://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/07.html

Для анализа/синтеза важно знать классификации связей по разным основания:

- материальные, энергетические, информационные

- существенные, несущественные

- устойчивые, неустойчивые

- прямые, обратные

и т.д.

Предложение

В компетенцию «Анализ/синтез объектов-вещей и объектов-процессов» включить:

1) знанием методов последовательной детализации /агрегирования;

2) знание типологий связи (взаимодействий – материальные связи; отношений – идеальные связи);

3) умение проводить детализацию/агрегирование объектов разного типа;

4) умение осуществлять абстрагирование, классификацию, обобщение и систематизацию элементов.

Виды анализа....

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции и отнести ее к той или иной образовательной парадигме.

Умение выбрать и реализовать образовательную программу

Педагог знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ

Педагог может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки

Педагог обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету

Рабочая программа педагога составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность


Анализ - компетенция/компетентность

Согласно глоссарию ФГОС (2009):

Компетентность. Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Компетентность профессиональная. Способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации.

Компетенция. 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Глоссарий. Стандарты второго поколения. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

Компетентность "...обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции». Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: МГФ “Знание», 1996. С.31.


Сопоставление данных определений позволяет уточнить понятие "компетентность", "компетенция", "полномочия".

Компетентность - умения, знания, навыки, способность

Компетенция - круг решаемых вопросов, т.е. трудовых функций

Полномочия - права и обязанности, делегированные работнику, для реализации компетенций (трудовых функций)


Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез, который представляет собой соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое. Источник: Анализ. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7199

Есть показатели и критерии. Показатель - измеряемая характеристика объекта (вещи, процесса). Критерий - установленное значение (число, номинальное значение, описание, образец) показателя. Температура - показатель состояния человека, критерий 36-37 градусов. Критерий - решающее правило.


Следовательно:

1. Анализ / синтез - это способность, знания, действия, навыки (автоматизированные действия), умения (применение знаний и навыков в изменённой или новой ситуации), то есть КОМПЕТЕНТНОСТЬ, а не компетенция.

2. Способность находить и применять необходимую информацию, способность определять причины явлений непосредственно к компетентности отношения не имеет.

3. Выявление взаимосвязей - показатель умения. Критерий - низкий, средний, высокий уровень выявления связей (Связь существует только в форме взаимосвязи. А.И. Уёмов)

4. Осуществляется синтез не только данных, но элементов любой природы.

5. Для того, чтобы задать компетенцию, трудовую функцию преподавателя/эксперта необходимо указать мыслительную/управленческую функцию и объект/субъект. Например: анализ успеваемости ученика/учебника/модели компетенций; планирование времени: организация учебного материала и т.п.


Предложение.

Компетенция/трудовая функция преподавателя: 1) проведение анализа обучения.


На втором уровне детализации:

1.1. Проведение анализа преподавания.

1.2. Проведение анализа учения.

или

1.1. Проведение анализа содержания обучения.

1.2. Проведение анализа методики/технологии обучения.

1.3. Проведение анализа организации обучения.

Показатели компетентности:

1. Умение (знание, действия, навыки, привычки) проводить анализ преподавания.

1.1. Умение определять состав элементов преподавания на заданном уровне детализации.

1.2. Умение определять связи элементов преподавания на заданном уровне детализации.

1.3. Умение определять композицию (пространственно-временное расположение) элементов преподавания на заданном уровне детализации.

1.4. Умение определять функции элементов преподавания на заданном уровне детализации.


2. Умение проводить анализ учения.

Аналогично.


Критерий.

Умение (знание, действия, навыки, привычки) проводить анализ преподавания на двух/трёх/четырёх уровнях детализации.









Систематизирование информации

Уровень 1. Группирует информацию по отдельным признакам, описывает отдельные части всего объема информации. / Не выстраивает компоненты информации в систему.

Уровень 2. Выделяет значимую информацию, расставляет приоритеты, структурирует информацию. / Упускает из внимания отдельные компоненты, допускает дублирование и их пересечение в системе. Не выстраивает сложных взаимосвязей и иерархий.

Уровень 3. Выстраивает сложные взаимосвязи и иерархии. Не упускает из внимания отдельные компоненты. / Действует в рамках существующих концепций.

Уровень 4. Выстраивает новые концепции. Сопоставляет элементы различных систем, видит неочевидные аналогии из разных сфер.

​Определение причинно-следственных связей

Уровень 1. Видит наиболее очевидные взаимосвязи между явлениями. Определяет простейшие причинно-следственные связи. / Не выстраивает глубоких причинно-следственных связей.

Уровень 2. Сопоставляет различные факты, устанавливает глубокие причинно-следственные связи. / Не выстраивает совокупность причинно-следственных связей в общую систему.

Уровень 3. Выделяет множественные взаимосвязи, выделяет ряд возможных причин явлений. / Упускает из внимания длительную перспективу причинных связей или неочевидные взаимодействия.

Уровень 4. Видит как существенные, так и неочевидные взаимосвязи между отдельными факторами, выделяет длинные цепочки причинных связей.

Информационно-поисковая активность

Уровень 1. Учитель в случае необходимости в рамках образовательной деятельности использует только имеющуюся информацию. / Не стремится к поиску новой, актуальной информации даже когда это необходимо.

Уровень 2. Учитель осуществляет самостоятельный поиск информации, использует легкодоступные источники, привычные способы получения информации. / Не ищет новых путей для актуализации и пополнения информации.

Уровень 3. Оперативно проводит поиск новой, актуальной информации, использует разнообразные источники в рамках своего учебного предмета. / Не использует информацию из других областей знания.

Уровень 4. Использует актуальную информацию из различных областей знания (эрудиция).

Расскажите друзьям о проекте «Анализ / синтез»
Отправить письмом