Анализ / синтез

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Анализ / синтез - способность находить и применять необходимую информацию, качественно определять причины явлений и выявлять взаимосвязи, выстраивать имеющиеся данные в единую систему.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

Анализ - компетенция/компетентность

Согласно глоссарию ФГОС (2009):

Компетентность. Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Компетентность профессиональная. Способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации.

Компетенция. 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Глоссарий. Стандарты второго поколения. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

Компетентность "...обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции». Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: МГФ “Знание», 1996. С.31.


Сопоставление данных определений позволяет уточнить понятие "компетентность", "компетенция", "полномочия".

Компетентность - умения, знания, навыки, способность

Компетенция - круг решаемых вопросов, т.е. трудовых функций

Полномочия - права и обязанности, делегированные работнику, для реализации компетенций (трудовых функций)


Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез, который представляет собой соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое. Источник: Анализ. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7199

Есть показатели и критерии. Показатель - измеряемая характеристика объекта (вещи, процесса). Критерий - установленное значение (число, номинальное значение, описание, образец) показателя. Температура - показатель состояния человека, критерий 36-37 градусов. Критерий - решающее правило.


Следовательно:

1. Анализ / синтез - это способность, знания, действия, навыки (автоматизированные действия), умения (применение знаний и навыков в изменённой или новой ситуации), то есть КОМПЕТЕНТНОСТЬ, а не компетенция.

2. Способность находить и применять необходимую информацию, способность определять причины явлений непосредственно к компетентности отношения не имеет.

3. Выявление взаимосвязей - показатель умения. Критерий - низкий, средний, высокий уровень выявления связей (Связь существует только в форме взаимосвязи. А.И. Уёмов)

4. Осуществляется синтез не только данных, но элементов любой природы.

5. Для того, чтобы задать компетенцию, трудовую функцию преподавателя/эксперта необходимо указать мыслительную/управленческую функцию и объект/субъект. Например: анализ успеваемости ученика/учебника/модели компетенций; планирование времени: организация учебного материала и т.п.


Предложение.

Компетенция/трудовая функция преподавателя: 1) проведение анализа обучения.


На втором уровне детализации:

1.1. Проведение анализа преподавания.

1.2. Проведение анализа учения.

или

1.1. Проведение анализа содержания обучения.

1.2. Проведение анализа методики/технологии обучения.

1.3. Проведение анализа организации обучения.

Показатели компетентности:

1. Умение (знание, действия, навыки, привычки) проводить анализ преподавания.

1.1. Умение определять состав элементов преподавания на заданном уровне детализации.

1.2. Умение определять связи элементов преподавания на заданном уровне детализации.

1.3. Умение определять композицию (пространственно-временное расположение) элементов преподавания на заданном уровне детализации.

1.4. Умение определять функции элементов преподавания на заданном уровне детализации.


2. Умение проводить анализ учения.

Аналогично.


Критерий.

Умение (знание, действия, навыки, привычки) проводить анализ преподавания на двух/трёх/четырёх уровнях детализации.









1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны