Аналитическая компетенция учителя
Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.
Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя .
В основе аналитической деятельности лежит анализ. По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:
- изучение состояния и тенденций развития,
- объективную оценку результата образовательного процесса,
- выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.
Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.
Аналитическая деятельность дает возможность учителю:
- формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
- развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
- формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.