Гибкость / готовность к изменениям

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Гибкость / готовность к изменениям - способность менять свое поведение согласно меняющимся условиям профессиональной деятельности, сохраняя при этом ее эффективность, быть открытым к восприятию мнений и предложений, отличных от своих. Показывает, насколько педагог умеет решать проблемы в меняющихся условиях.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

35 предложений
Показывать

Готовность к изменениям

Преобладающими мотивами реализации инноваций в образовании учителей являются готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового и готовность при условии личностной и профессиональной самореализации.


Гибкость- один из приоритетных умений, которыми должен обладать современный педагог

Сегодня в условиях модернизации, как никогда важно умение ,быть гибким, включаясь в инновационную деятельность, в реализацию ФГОС, нужно уметь находить пути решения, непрерывно совершенствуясь, развиваясь, будучи способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения

Большинство школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета, умение реализовать полученные знания. Проведённый опрос среди учителей школы показал, что 79% учителей морально готовы к работе в новом режиме, 96,9% выразили желание совершенствовать свои знания, повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень. Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках. Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Анализируя материалы по введению ФГОС нового поколения свидетельствуют о том, что авторы особую роль отводят учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам, актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя. Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Надо сказать, что проектная деятельность широко используется учителями школы на уроках и во внеурочное время, как в старших, так и в младших классах. ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее. Условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках. Говоря о компетентности, можно сказать и о широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволяет им быть интересными ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика. Они способны ответить на вопросы и сообщить ученику много дополнительной информации. Но рамки их компетентности не выходят за пределы информированности в данной предметной области знаний и не распространяются на вопросы индивидуальных особенностей учащихся, способов их диагностики, вариативной работы с ними. Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником должны рационально сочетаться элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности. Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование деятельности ребенка, оказание своевременной и адекватной помощи учащимся, внушение уверенности и самоуважения. Организуемая им деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника. В его задачи входит регулирование и корректирование деятельности и развития ребенка, оценка и поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся. Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально. Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся. Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший свое внимание на что-то другое во время объяснения учителя, уходит в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения тренировочных заданий - не происходит формирования необходимых навыков и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки. Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение. Высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. В городе развивается такое направление в работе со школьниками как научно-исследовательское движение. Традицией стало проводить городские конференции среди школьников. Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность. Ежегодно школьники участвуют в конференциях, где представляют результаты своей работы учёным - членам жюри. Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником. Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других. Поэтому индивидуальная стратегия раскрытия каждого ребенка всегда многоступенчата и постепенно претерпевает изменения, необходимость которых определяется путем последующего тестирования результатов работы ученика. Вчитываясь в Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений с детьми, родителями и другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Проблемой становится отношение и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей. Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела». Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Может ли школьник рассчитывать, что он станет современно образованным, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да, если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но состояться как профессионалу ему не так то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения. В связи с внедрением ФГОС-2 роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и образования. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений , а строить его как процесс развития личности. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение не должно рассматриваться как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активными методами обучения, способствующих формированию в школе коммуникативных универсальных учебных действий. В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли - инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы); -наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть); -консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам); -занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей); -управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты); -помощника. В соответствии с ФГОС НОО, он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Педагог-субьект социального взаимодействия

Ведущую роль в реализации нового формата социального взаимодействия играет педагог как субъект социального взаимодействия, обладающий профессионально определенной социальной ролью и функционалом. Но эффективность реализации изменений, их конструктивность зависят от готовности самого педагога меняться, разрушать стереотипность педагогического мышления, традиционно характеризующегося как консервативное.В результате изменения происходят на различных уровнях:

Исследовательская деятельность учителя

Педагогическая работа – это исследовательская деятельность учителя. Он творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда, его профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться. Он должен быть мобильным, постоянно самообразовываться. Критериями могут быть: участие педагога в конкурсах педагогического мастерства; мастер-классы, демонстрирующие новые технологии; работы учащихся; совместная сетевая активность педагога и учащихся; применение различных новых технологий.

Критерии новых технологий

Критериями могут стать такие показатели, как: участие педагога в конкурсах педагогического мастерства; мастер-классы, демонстрирующие новые технологии; работы учащихся; совместная сетевая активность педагога и учащихся; применение в образовательном процессе различных новых технологий.

Новые дисциплины дисциплинируют

Необходимо вводить новые дисциплины, поднимая их с уровня допобразования на уровень предметов основной программы. Я хочу предложить такие предметы, как Мехатроника, Робототехника, Машинное обучение. Все эти дисциплины дают яркий пример практического применения теоретических знаний не просто на уровне лабораторных опытов, а на уровне готовых продуктов. Уверен, что подобные примеры есть и в части других предметов (химия, биология и т.д.), была бы возможность региональных ИРО. На первых этапах можно использовать опыт преподавателей из профильных ВУЗов, в последнее время все меньше занятых.

готовность к изменениям

Чтобы современный учитель был готов к гибким изменениям, надо создать условия для творчества и дать достойную зарплату.

Готовность к изменениям через самообразование и творчество

Гибкость, готовность к изменениям предполагает быть всегда на волне времени, быть в тренде. Чтобы соответствовать этому, учитель, на мой взгляд, должен постоянно самообразовываться, открывать всё новые границы для творчества. Критериями могут стать такие показатели, как: участие педагога в конкурсах педагогического мастерства; мастер-классы, демонстрирующие новые технологии; работы учащихся; совместная сетевая активность педагога и учащихся; применение в образовательном процессе различных новых технологий.

Готовность к изменениям

Чтобы современный учитель был готов к гибким изменениям,

надо создать условия для творчества, изменить учебные нагрузки, дать учителю достойную зарплату.

Готовность к изменениям

Вот этот критерий считаю особенно важным в условиях "старения" педагогических коллективов. Выпускники пед университетов не стремятся в школы. А они могли бы привнести новую свежую струю в педагогический процесс. В школе остаются педагоги, имеющие стаж работы более 40 лет, а то и больше. Они не всегда готовы к изменениям, переживают эмоциональное выгорание. Считаю, что должны быть возрастные ограничения для работы в школе.

Нововведение

Учитель должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, руководителем и разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.

Педагогическая повседневная работа – это исследовательская лаборатория. Учитель сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.

Перемены-это современно и эффективно!

Педагог должен быть готовым к любым изменениям в системе образования, в системе воспитания. Современный учитель всегда просто обязан идти в ногу со временем!

Готовность к переменам

Если принять во внимание, что готовность к переменам – это достаточно продуктивное состояние, благодаря которому в нашей жизни, в том числе профессиональной, появляются перемены и, если предположить, что все эти перемены положительны, то педагог должен обладать этим жизненно необходимым качеством. С учетом современных требований к качеству образовательных услуг эта компетенция должна быть сформирована или усилена. Оцениваться видимо должна успешность или эффективность участия педагога в различных образовательных мероприятиях.

Педагог должен быть готовым к любым изменениям

Педагог должен быть готовым к любым изменениям в системе образования: следить за инновационными процессами, учиться быть тьтором для обучающихся.

Развитие требует изменений

Развитие - требует изменений. Учитель должен уметь работать в условиях постоянных изменений. И это не просто умение подстроиться к новому, а и умение принимать быстро решения, адаптироваться к новым условиям, обучаться новым функциям, участвовать в новых проектах, работать в команде.

Учитель 21 века!

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.

Современный учитель должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.
Его повседневная работа – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.

Инновационная деятельность.

Инновационная деятельность - это важнейшая составляющая учебного процесса. Она определяется готовностью учителя к изменениям в образовании, его способностью принять данные измененния и реализовать их в своей деятельности. Не каждый педагог психологически готов быстро меняться, поэтому он часто отвергает инновации. Однако изменения в сфере образования неизбежны, и если педагог желает быть успешным в своей деятельности, ему придётся менятся.

Готовность учителя к измеениям и современные условия.

С распада Советской сисемы образования (которую считали одной из лучших), страна лишилась единой отлаженнй системы.

Сегодя учитель должен успевать подстроиться под часто меняющиеся условия образовательного прцесса. Новые стандарты предполагают использование разнообразных методов и приёмов проведения уроков. Современные реали обяывают учителя использовать ИКТ технологии. В связи с чем. современный учитель постоянно должен заниматься самообразованием.

Благодаря совершенствоваию учитель должен:

1. Быть готовым к дальнейшим изменениям в образоваии;

2. "Не держаться" за стаые методы, которые просто "натаскиваю" учеников на знания;

3. Как можно чаще использовать ИКТ (а для этого надо создать условия учителю., а не только с него требовать)

Гибкость это комплексное понятие и вбирает себя не только сам процесс образования. но и самообразование учителя и условия для реализации этих изменений!

Педагогическая гибкость

Педагогическая гибкость является неотъемлемой частью психологического контакта учителя со всеми участникам образовательного процесса. Учитель должен обладать способностью менять свое поведение согласно меняющимся условиям профессиональной деятельности. Быть открытым к восприятию мнений и предложений, отличных от своих. Уметь решать проблемы в меняющихся условиях.
Расскажите друзьям о проекте «Гибкость / готовность к изменениям»
Отправить письмом