Межличностное взаимодействие

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Межличностное взаимодействие - способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

Виды межличностных отношений педагога и учащихся

В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.Поэтому так важно устано­вить доброжелательные, теплые взаимоотношения с учащимися. Однако взаимоотношения, складывающиеся в процессе педа­гогического взаимодействия, не должны быть стихийными и са­мостановящимися. Положительные, заботливые, доброжелатель­ные, чуткие, доверительные взаимоотношения между учителями и учениками сказываются на успешности педагогической деятель­ности, психологической атмосфере, авторитете учителя, а также на самооценке учащихся, их удовлетворенности вхождением в школьный и классный коллективы.

В педагогической практике наиболее часто встречаются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися:
- устойчиво-положительные;
- неустойчиво-положительные;
- пассивно-положительные;
- пассивно-отрицательные;
- негативные.

Устойчиво-положительное отношение характеризуется посто­янным вниманием к работе всего класса и отдельных учащихся, на­личием деловых контактов, принятием всех учащихся, спокойной и положительной эмоциональной тональностью. Учителя с таким отношением реализуют в процессе педагогического взаимодействия свою положительную направленность, характеризующуюся такими личностными параметрами, как заинтересованность успехами учебной деятельности учащихся, стремление авансировать детей, поощрить их достижения, ориентация на продвижение учащихся, умение подчеркнуть их уникальные особенности и др.

Неустойчиво-положительное отношение проявляется тогда, когда имеют место элементы и положительного, и отрицатель­ного отношения, но с преобладанием положительного. Чаще всего это ситуативные отношения, обусловленные сменой на­строения, результатами деятельности, поведением учащихся. При этом в поведении учителя могут быть замкнутость, сухость, категоричность, педантизм, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, непоследовательность, чередование требова­тельности и либерализма, дружелюбия и враждебности.
Пассивно-положительное отношение - это индифферентное от­ношение. Оно обнаруживается тогда, когда положительное отно­шение скрыто или трудно определяется. При этом возникают дис­танция между учителем и учащимися, безразличие, отсутствие взаимной тяги и стремления к взаимодействию.
Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, когда учитель или ученики демонстративно подчеркивают неприязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовместимость. Такое отношение встречается реже и, как правило, проявляется в ситуаци­ях конфликта и взаимной агрессии. Его характеризует явная эмо­ционально-негативная направленность - резкость, акцентирование внимания на недостатках, повторяющиеся замечания и наказания.
Пассивно-отрицательное отношение характеризуется недемон­стративным отрицанием детей, эмоциональной вялостью, безуча­стностью, скрытой неприязнью, сухостью, отчужденностью в об­щении с учениками, равнодушием к их успехам и неудачам, фор­мализмом в работе.
Усвоение опыта негативных отношений порождает такие чер­ты характера, как неуживчивость, крикливость, нетерпимость к чужому мнению или оценке другого, фрустрированность, агрес­сивность, склочность, злобивость и др.
Учитель с устойчиво-положительным отношением к учащимся быстрее завоевывает авторитет, вызывает симпатию и даже любовь со стороны учеников, желание подражать ему, считать его эталоном.
1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны