Межличностное взаимодействие

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Межличностное взаимодействие - способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

Как улучшить межличностные отношения.

Пути улучшения межличностных отношений. Улучшению меж­личностных отношений способствуют следующие условия:

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каж­дым учеником;

- создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаи­мопомощи;

- введение в жизнь детей положительных факторов, расши­ряющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих ува­жение к общечеловеческим ценностям;

- использование учителем информации о структуре коллекти­ва, о личных качествах учеников, занимающих различное поло­жение в классе;

- организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;

- оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межлично­стных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельно­сти, но и в других ее видах;

- организация коллективных игр и других мероприятий, позво­ляющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны;

- учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации.

Похвала любимого учителя, высказанное им положительное отношение могут значительно повысить самооценку учащихся, пробудить стремление к новым достижениям, порадовать его. Такая же похвала, высказанная учителем, который не принима­ется учащимися, может оказаться неприятной ученику и даже воспринята как порицание. Это случается, когда педагог не при­знается не только этим учеником, но и всем классом.

При оценке успехов учащихся особенно важна требователь­ность учителя. У нетребовательного учителя ученики расхола­живаются, их активность снижается. Если же ученик восприни­мает требования учителя как слишком высокие, то связанные с этим неудачи могут вызвать эмоциональный конфликт. Сможет ли ученик правильно воспринять требования или нет, зависит от того, насколько в педагогической стратегии учителя учтены уровень притязаний учащихся, планируемые перспективы его жизнедеятельности, сложившаяся самооценка, статус в классе, т.е. вся мотивационная сфера личности, без учета которой нель­зя осуществить продуктивное взаимодействие.

Исследования показывают, что в старших классах повзрос­левшие учащиеся характеризуют учителей, как правило, пози­тивно, принимая во внимание не столько характер, отношения учителя, сколько профессиональные качества. Однако в числе «любимых» после окончания школы обычно называют не са­мых умных или профессионально развитых учителей, а тех, с которыми сложились доверительные и добрые взаимоотноше­ния, тех, для кого эти ученики тоже были «любимчиками», т.е. приняты, избраны, высоко оценены.

Исследованиями установлено, что учителя чаще обращают вни­мание на тех школьников, которые вызывают у них то или иное эмо­циональное отношение - симпатию, озабоченность, неприязнь. В то же самое время безразличные им ученики не привлекают их внима­ния. Оказалось, что учитель склонен лучше относиться к «интел­лектуальным», дисциплинированным и исполнительным ученикам. На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. На треть­ем - ученики, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Са­мые нелюбимые - независимые, активные, самоуверенные ученики.

Выделены признаки, по которым «опознается» стереотипная негативная установка учителя (А.А.Леонтьев):

- учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», т. е. не дает ему времени подумать;

- если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предла­гает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает пра­вильный ответ;

- он «либеральничает», оценивает положительно неверный от­вет, но в то же время чаще ругает «плохого» ученика за такой же ответ и соответственно реже хвалит за правильный ответ;

- учитель стремится не реагировать на ответ «плохого» уче­ника, вызывает другого, не замечая поднятой руки, иногда во­обще не работает с ним на уроке, реже улыбается ему, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».

Приведенный пример «дифференцированного» отношения к ученику в процессе педагогического взаимодействия показывает, что даже очень продуктивная идея индивидуального подхода мо­жет быть искажена. Учитель должен быть адекватным и гибким в своих оценках.

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны