Межличностное взаимодействие

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Межличностное взаимодействие - способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии

Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты: Межличностное взаимодействие МЛО Совместная деятельность Общение (как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них) Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе). Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия. Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций. Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни. С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей. С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта. *Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность. *Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость. *Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях. Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом. В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений: Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация. Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия. Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются. В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как: • дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая); • валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); • позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство); • степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные). Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие). Выделяют следующие характеристики межличностных отношений: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание. Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Притяжение – потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком. Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами: - социологические факторы (социальный статус, профессия, образование); - социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус); - психологические факторы (характер, стереотипы поведения); - психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма. Из ряда наблюдений вытекает, что: а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»). Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие). Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность – это точность отражения одной личности другой. Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу. Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью. Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты: Межличностное взаимодействие МЛО Совместная деятельность Общение (как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них) Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе). Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия. Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций. Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни. С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей. С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта. *Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность. *Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость. *Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях. Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом. В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений: Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация. Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия. Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются. В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как: • дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая); • валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); • позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство); • степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные). Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие). Выделяют следующие характеристики межличностных отношений: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание. Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Притяжение – потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком. Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами: - социологические факторы (социальный статус, профессия, образование); - социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус); - психологические факторы (характер, стереотипы поведения); - психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма. Из ряда наблюдений вытекает, что: а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»). Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие). Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность – это точность отражения одной личности другой. Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу. Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью. Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты: Межличностное взаимодействие МЛО Совместная деятельность Общение (как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них) Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе). Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия. Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций. Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни. С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей. С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта. *Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность. *Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость. *Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях. Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом. В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений: Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация. Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия. Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются. В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как: • дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая); • валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); • позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство); • степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные). Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие). Выделяют следующие характеристики межличностных отношений: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание. Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Притяжение – потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком. Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами: - социологические факторы (социальный статус, профессия, образование); - социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус); - психологические факторы (характер, стереотипы поведения); - психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма. Из ряда наблюдений вытекает, что: а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»). Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие). Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность – это точность отражения одной личности другой. Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу. Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью. Предварительный просмотр: Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты: Межличностное взаимодействие МЛО Совместная деятельность Общение (как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них) Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе). Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия. Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций. Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни. С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей. С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта. *Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность. *Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость. *Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях. Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом. В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений: Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация. Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия. Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются. В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как: • дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая); • валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); • позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство); • степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные). Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие). Выделяют следующие характеристики межличностных отношений: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание. Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Притяжение – потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком. Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами: - социологические факторы (социальный статус, профессия, образование); - социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус); - психологические факторы (характер, стереотипы поведения); - психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма. Из ряда наблюдений вытекает, что: а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»). Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие). Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность – это точность отражения одной личности другой. Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу. Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью. Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты: Межличностное взаимодействие МЛО Совместная деятельность Общение (как мы относимся друг к другу) (как мы действуем) (как мы говорим: с помощью слов или без них) Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения рассматриваются в рамках малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов между людьми. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. МЛО являются предметом изучения различных наук. В социологии межличностные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть, как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений. В политологии межличностные отношения рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, то есть, как политика данного общества влияет на систему межличностных отношений. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами. В истории межличностные отношения рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней. В психологии проблема межличностных отношений рассматривается в курсе социальной психологии. Основные феномены, которые подлежат изучению в курсе социальной психологии – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе). Межличностные отношения – это переживаемое, личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия. Проблема межличностных отношений в социальной психологии рассматривается с точки зрения различных психологических концепций. Так, с точки зрения психоанализа, основу межличностных отношений составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер межличностных отношений между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) определяющую роль в системе межличностных отношений отводил коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, Юнг утверждал, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, пошёл дальше. Он отвел определяющую роль в системе межличностных отношений «стремлению к власти», которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои межличностные отношения в рамках своего индивидуального стиля жизни. С бихевиористической точки зрения межличностные отношения формируются в результате научения и повторения. Они складываются в результате наблюдений моделей социального поведения родителей, учителей, товарищей по играм или героев романов и телевизионных фильмов. Таким образом, люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои межличностные отношения по аналогу с этими моделями. Культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) представляет межличностные отношения как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) объясняет природу межличностных отношений, прежде всего, с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение межличностных отношений, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей. С точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн) в каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и межличностных отношений можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Эго-состояние – это актуальный способ существования Я-субъекта. *Эго-состояние «Родитель» содержит контроль, назидательность, директивность. *Эго-состояние «Взрослый» содержит рациональность, компетентность, независимость. *Эго-состояние «Ребенок» включает в себя аффективные комплексы (подчинение, импульсивность, эмоциональность, поверхностность), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Один и тот же человек в различных ситуациях может находиться в различных эго-состояниях. Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые. Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В-В). В данном случае общение складывается легко, межличностные отношения гармоничны. Пересекающие трансакции – стимул рассчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено. Скрытые трансакции – взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). То есть общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом. В социальной психологии нет однозначного мнения о структурных компонентах межличностных отношений. Так, Я. Л. Коломинский выделил следующие структурные компоненты межличностных отношений: Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются адекватность восприятия партнера и идентификация. Эмоциональный компонент – предполагает наличие положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека в ходе межличностного общения: симпатии или антипатии; удовлетворенности (собой, партнером, работой и т.д.) или неудовлетворенности; эмпатии или равнодушия. Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Через этот компонент межличностные отношения проявляются и актуализируются. В. Н. Куницина выделяет такие структурные компоненты межличностных отношений как: • дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая); • валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); • позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство); • степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные). Уровень развития межличностных отношений определяется степенью доверия между людьми. Для того, чтобы стать своим, близким «по духу» человек в ходе межличностных отношений проходит ряд фильтров: фильтр безопасности (свой), фильтр интереса (наличие общих интересов), фильтр интимности (базовое доверие). Выделяют следующие характеристики межличностных отношений: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание. Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Притяжение – потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком. Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами: - социологические факторы (социальный статус, профессия, образование); - социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус); - психологические факторы (характер, стереотипы поведения); - психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма. Из ряда наблюдений вытекает, что: а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»). Ещё одной характеристикой межличностных отношений можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие). Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность – это точность отражения одной личности другой. Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу. Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью. Контрольная работа по математике в 4 классе по итогам первого полугодия (1-е полугодие 2012-2013 уч.г.) Цель – проверить: - сформированность вычислительных навыков: усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; устных вычислительных навыков; определять порядок действий при нахождении значения выражений; - умение преобразовывать единицы величин; решать составные задачи; работать с геометрическим материалом; решать логические задачи, рассуждать. Содержание контрольной работы. 1 вариант. Реши задачу: В лагерь едут 356 детей. За ними пришло 6 автобусов, в каждом из которых могут расположиться 56 человек. Сколько детей будет ждать следующий автобус? Запиши выражение. Определи порядок действий. Устно найди значение выражения и запиши ответ. 60 х 9 – 56 : (37 898 – 37 890) х 70 Найди значение выражений, используй письменный приём вычисления: 90000 – 71385 12007 * 6 715983 + 92345 37600 : 4 Найди площадь прямоугольника, если его длина 16 см, а ширина в 4 раза меньше. Вырази: 35 км 30 м = … м 2 сут. 14 ч = … ч 23 кг 5 г = … г 58 мес. = … лет 6*. Вставь пропущенные числа: 150 х10 : 3 х 20 : 100 2 вариант. Реши задачу: На ферме надоили 468 литров молока. Его разлили в 7 ёмкостей вместимостью 55 литров. Сколько литров молока не вошло в эти ёмкости? Запиши выражение. Определи порядок действий. Устно найди значение выражения и запиши ответ. 70 х 8 – 42 : (406 576 – 406 570) х 40 Найди значение выражений, используй письменный приём вычисления: 800000 - 133705 40018 * 9 598302 + 71908 86400 : 8 Найди площадь прямоугольника, если его ширина 6 см, а длина в 3 раза больше. Вырази: 3 600 кг = … т … ц 3 ч 15 мин = … мин 8020 г = … кг … г 3 века 7 лет = … лет 6*. Вставь пропущенные числа: 180 : 10 : 2 х 40 : 60 (при оценивании работы учитывается только основная работа, без логической задачи) Контрольная работа по математике для учащихся 4 класса ( первое полугодие 2012 – 2013 уч. год). Цель проведения: проверка и оценка качества знаний, умений и навыков учащихся по математике за пройденный период обучения; Проверка уровня сформированности основных компонентов учебной деятельности: - умение воспринимать учебную задачу; - контролировать свои собственные действия; - использовать знания в нестандартной ситуации. Условия проведения. Контрольная работа состоит из 2-х частей: заданий базового уровня (задача, примеры, нахождение площади прямоугольника, преобразование величин) и дополнительного задания на логическое мышление. Нормы оценивания. Оценивание работ следует проводить в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 19.11.98. № 1561\14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Дополнительное задание оценивается поощрительной оценкой и не влияет на оценивание Контрольная работа по математике в 4 классе по итогам первого полугодия (1-е полугодие 2012-2013 уч.г.) Цель – проверить: - сформированность вычислительных навыков: усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; устных вычислительных навыков; определять порядок действий при нахождении значения выражений; - умение преобразовывать единицы величин; решать составные задачи; работать с геометрическим материалом; решать логические задачи, рассуждать. Содержание контрольной работы. 1 вариант. Реши задачу: В лагерь едут 356 детей. За ними пришло 6 автобусов, в каждом из которых могут расположиться 56 человек. Сколько детей будет ждать следующий автобус? Запиши выражение. Определи порядок действий. Устно найди значение выражения и запиши ответ. 60 х 9 – 56 : (37 898 – 37 890) х 70 Найди значение выражений, используй письменный приём вычисления: 90000 – 71385 12007 * 6 715983 + 92345 37600 : 4 Найди площадь прямоугольника, если его длина 16 см, а ширина в 4 раза меньше. Вырази: 35 км 30 м = … м 2 сут. 14 ч = … ч 23 кг 5 г = … г 58 мес. = … лет 6*. Вставь пропущенные числа: 150 х10 : 3 х 20 : 100 2 вариант. Реши задачу: На ферме надоили 468 литров молока. Его разлили в 7 ёмкостей вместимостью 55 литров. Сколько литров молока не вошло в эти ёмкости? Запиши выражение. Определи порядок действий. Устно найди значение выражения и запиши ответ. 70 х 8 – 42 : (406 576 – 406 570) х 40 Найди значение выражений, используй письменный приём вычисления: 800000 - 133705 40018 * 9 598302 + 71908 86400 : 8 Найди площадь прямоугольника, если его ширина 6 см, а длина в 3 раза больше. Вырази: 3 600 кг = … т … ц 3 ч 15 мин = … мин 8020 г = … кг … г 3 века 7 лет = … лет 6*. Вставь пропущенные числа: 180 : 10 : 2 х 40 : 60 (при оценивании работы учитывается только основная работа, без логической задачи) Контрольная работа по математике для учащихся 4 класса ( первое полугодие 2012 – 2013 уч. год). Цель проведения: проверка и оценка качества знаний, умений и навыков учащихся по математике за пройденный период обучения; Проверка уровня сформированности основных компонентов учебной деятельности: - умение воспринимать учебную задачу; - контролировать свои собственные действия; - использовать знания в нестандартной ситуации. Условия проведения. Контрольная работа состоит из 2-х частей: заданий базового уровня (задача, примеры, нахождение площади прямоугольника, преобразование величин) и дополнительного задания на логическое мышление. Нормы оценивания. Оценивание работ следует проводить в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 19.11.98. № 1561\14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Дополнительное задание оценивается поощрительной оценкой и не влияет на оценивание
1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны