Управление развитием

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Управление развитием - способность выстраивать планы развития обучающихся, видеть ключевые изменения и проводить развивающее оценивание, осуществлять собственное профессиональное и личностное развитие.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

18 предложений
Показывать

Разитие через практический интерес

Не секрет, что интерес практического применения своих знаний и умений имеют мощный мотивационный и закрепляющий эффект. Если в школах разрешить производственную деятельность, например решающую проблемы оснащения уроков необходимым оборудованием (математика, информатика, технология, физика, химия, биология и т.д.) с участием учеников и учителей, с последующим, пусть и небольшим, но материальным поощрением всех участников, то таким образом мы получаем и мотивацию, и взаимодействие и управляемое развитие. Да, сегодня ученики от 14 лет могут, с согласия их опекунов, попытаться заработать на несложных и невредных работах, в соответствии с ТК. Зачастую, такими работами являются примитивные виды деятельности, не дающие интеллектуального развития, а даже наоборот. Деятельность, организованная в стенах школы, да еще и с участием учителей, дают огромный положительный эффект на коллектив школы в целом. И это не простое проведение субботников, сбор макулатуры или оклейка окон, это самая настоящая проф. деятельность, в рамках настоящих проектов, на современном уровне.

Управление развитием

Если учитель умеет "видеть" и оценивать пошаговое развитие ученика, его каждодневные результаты (что приводит к ключевым изменениям), то он также видит и контролирует развитие своего профессионального мастерства.

Вести урок интересно, значит правильно его организовать, привлечь и завлечь ученика, больше времени чтобы ученик добывал сам знания и мог их анализировать

Мотивация на уроках играет большую роль, она выстраивает линию работы учащихся на уроках


Компетентность в области мотивирования обучающихся.

Ученик, не получивший удовлетворения и результат, не задержится в объединении.Правильно организованная деятельность педагога по мотивации учащихся поможет педагогу повлиять на сохранность контингента и уменьшит текучесть в группе.

Основа деятельности учителя

Несмотря на то, что в процессе преобразований, происходящих в образовательной системе в последние годы, функции учителя намного расширились, основой его деятельности всегда было и остается управление процессом воспитания, обучения и развития учащихся.

Будучи главным ресурсом развития учащегося, учитель должен обладать необходимыми для этого компетенциями:

1) Представлять собой пример творческой деятельности, а также иметь личную творческую ориентировку, подкрепленную адаптивными, коммуникативными, ориентировочными, социально-личностными компетенциями;

2) Обладать такими качествами, как самостоятельность, гибкость в принятии решений в изменяющихся условиях, толерантность, способность к личностному росту, основанная на умении самоопределяться;

3) Умение учителя выявлять тенденции развития ученического коллектива и каждого учащегося в отдельности и планировать работу в соответствии в этим;

4) Обладать комплексом управленческих умений: осуществлять информационно-аналитическую деятельность, осуществлять мотивацию процесса целеполагания у себя и учащихся, прогнозировать, разрабатывать и планировать перевод управления развитием в новое качественное состояние;

Управление образовательной деятельности педагогом

Развитие умений у педагогов проектировать и конструировать содержание образования ( в рамках курсов внеурочной деятельности, курсов по выбору, элективных курсов, факультативных и индивидуально-групповых занятий), учебную деятельность, а также систему и последовательность собственных действий и действий обучающихся с учётом личных особенностей и результатов субъектов образовательной деятельности.

УР на уроках физкультуры

Подбор средств для развития физических способностей должен осуществляться в соответствии с целью. В связи с этим определение состава средств является вторичной процедурой деятельности в создании тренировочной программы по отношению к цели. В практике физического воспитания эта позиция зачастую игнорируется. Например, если поставлена цель увеличить количество подтягиваний из виса на 30% от исходного уровня, то она (будучи первичной) определяет необходимость выбора (который является вторичным по отношению к цели) и реализации упражнений, способствующих развитию прежде всего силовой выносливости. Такие упражнения характеризуются большим объёмом повторений и средним уровнем интенсивности.
Выбор средств должен соответствовать возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащихся, а также содержанию разделов образовательной программы. В выборе средств следует отдавать предпочтение тем из них, которые способствуют комплексному развитию физических способностей, например силовых качеств, силовой выносливости и т. п. Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение в условиях базового физического воспитания, где существует жёсткий лимит учебного времени. Благодаря комплексному использованию средств развития физических способностей можно решать задачи развития нескольких (сопряжённых по основанию положительного переноса) их разновидностей в рамках одного ресурса времени. В случае поочерёдного развития физических способностей ресурс временных затрат соответственно увеличивается.

Управление развитием - уточнение состава компетентности/компетенции

Управление развитием

Управление развитием - способность выстраивать планы развития обучающихся, видеть ключевые изменения и проводить развивающее оценивание, осуществлять собственное профессиональное и личностное развитие.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Компетенция «Управление развитием» включает:

1) способность выстраивать планы развития обучающихся

2) способность видеть ключевые изменения

3) способность проводить развивающее оценивание

4) способность осуществлять собственное личностное развитие.

5) способность осуществлять собственное профессиональное развитие.

Однако при приглашении «оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога» компетенция «Управление развитием» существенно изменяется и она включает:

1) планирование развития участника образовательного процесса

2) диагностика изменений

3) оценивание (обратная связь)

4) управление собственным профессиональные развитием

Комментарий.

1. Исчезло понятие «способность». Профессиональные способности — это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся … индивидуально-психологических качеств личности человека, которая … определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977 г.). Таким образом, произошла подмена обсуждения критериев наличия и структуры способностей 1-4 обсуждением критериев трудовых функций.

2. Произошло неправомерное переформулированние:

1) способность выстраивать планы развития обучающихся - планирование развития участника образовательного процесса.

Участника образовательного процесса? Согласно 273-ФЗ ст. 2 п. 31) 31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

2) видеть ключевые изменения - диагностика изменений.

Видение превратилось в диагностику. Ключевые изменения – в изменения. Для видения изменений в развитии и формировании социальных, интеллектуальных, художественных, биофизических, производственно-трудовых качеств можно ограничится педагогическим наблюдением, педагогическим консилиумом. Диагностика необходимы иные средства и методы.

3) проводить развивающее оценивание - оценивание (обратная связь).

Исчезло понятие «развивающее». Введено пояснение оценивания как обратной связи.

Обратная связь – это средство получение данных о состоянии элементов образовательной системы, то есть контроля. Как известно, регулирование включает контроль, анализ данных, оценку, коррекцию.

4) осуществлять собственное профессиональное развитие - управление собственным профессиональные развитием

Осуществление превратилось в управление.

3. Исключён критерий «способность осуществлять собственное профессиональное развитие».

Предлагаю провести логическое и семантическое уточнение состава компетенции «Управление развитием».

Системное управление

Системное управление предполагает разработку проектов, реализацию нововведений и других замыслов с учетом следующих моментов:

  • имеется прогноз изменений условий деятельности;
  • определены требования к участникам образовательного процесса в перспективе;
  • предусмотрено обновление и комплексный учет практически всех факторов;
  • каждое частное нововведение служит реализации общего замысла;
  • изменения и нововведения являются перспективными, регулярными и непрекращающимися.

Управление собственным профессиональным развитием

Уровень 1. Затрудняется определить, что и как необходимо развивать. Стремление к развитию носит декларативный характер, проходит курсы по повышению квалификации формально. Избегает оценивания своей работы.

Уровень 2. Определяет свой профессионализм по уровню знаний и методик преподавания своей предметной области. Осуществляет деятельность по повышению своей экспертизы. / Не развивается личностно, не повышает уровень развития своих компетенций. Испытывает сложности в восприятии «негативной» информации о своем профессионализме.

Уровень 3. Определяет свои сильные и слабые стороны, уровень развития знаний и компетенций. Адекватно воспринимает информацию о своем профессионализме. / В выборе зоны развития ориентируется на личные предпочтения, интересы. Развивается эпизодически.

Уровень 4. Активно использует техники рефлексии, осознает свои особенности, возможности и ограничения. Находится в непрерывном процессе профессионального и личностного развития.

управление функционированием и развитием

Управления двумя взаимосвязанными процессами – функционированием и развитием образовательной организации. Известно, что функционирование образовательной системы предусматривает «нормативную» деятельность с учетом фиксированных показателей на основе традиционно сложившегося механизма управления. В свою очередь, переход к развитию связан со сменой способов управления, потому что развитие – это процесс качественных изменений на основе выбранной стратегии инновационной деятельности. Он предусматривает реализацию накопленного потенциала в решении принципиально новых задач, поддержку «точек роста».

Как синхронизировать, обеспечить взаимосвязь и дополнение двух важнейших управленческих процессов в условиях системных изменений?

Все видится в новом законе «Об образовании в РФ» [3], где говорится о том, что к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации относится: разработка и утверждение образовательных программ, а также (по согласованию с учредителем) программы развития (ст. 28, п. 3). По сути, впервые на федеральном уровне предлагаются конкретные механизмы управления: функционированием – через образовательную программу; развитием – через программу развития. Если обеспечить баланс и взаимное дополнение указанных документов, разработанных неформально, являющихся «живыми» и действенными, то можно надеяться на эффективную жизнедеятельность образовательной организации, и как результат – на повышение качества образования в условиях системных изменений. Речь не идет о решении еще одной задачи подготовки каких-то отчетных материалов в большом (к сожалению) объеме документооборота, хотя и ее выполнение тоже можно считать немаловажной в управленческой практике. Более продуктивным, на мой взгляд, является подход, когда создаваемые документы становятся эффективным средством управления образовательной организацией во взаимосвязи ее функционирования и развития.

Управление развитием, а функционированием?

Способность планировать развитие обучающихся, видеть ключевые изменения и проводить развивающее оценивание, профессионально расти.

1) «… планировать развитие обучающихся». Какое развитие: умственное, социальное, художественное, биофизическое, производственно-трудовое? Например, физическое развитие, может быть, ещё можно прогнозировать, планировать, программировать… Кроме того развитие и формирование ребёнка как биосоциального существа: а) принципиально неравномерно… б) принципиально непредсказуемо. Или у психологов, физиологов другие выводы? Планировать можно присмотр, уход за детьми, воспитание, обучение, просвещение, но не развитие и формирование…

2) что такое «… ключевые изменения»? По Л.С. Выготскому развитие заключается непросто в изменениях, а появлении новообразований. Какие компетенции/компетентности для компетенций ключевые, а какие не ключевые? Видимо авторы использовали аналогию с понятием «ключевые компетентности».

3) что такое «развивающее оценивание»? Развивающее оценивание чего? При переходе на ФГОС возникло понятие «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по образовательной программе». Однако в данном случае речь идёт о развивающем оценивании обучающихся. В дидактике всегда отмечалась обучающая функция контроля уровня усвоения, таких форм как устные и письменные ответы, собеседования и даже экзамены. А согласно Л.С. Выготскому обучение ведёт за собой развитие детей. Принципиальное отличие контроля как процедуры получения данных об уровне обученности обучающихся и оценивания уровня обученности заключается в различной степени участия обучающихся в этих процедурах. Обучающиеся не включены во многие процедуры оценивания текущих учебных результатов, не говоря уже об олимпиадах, ГИА. Есть подозрение, что вместо понятие «обучающий контроль» стали применять понятие «Развивающий контроль», игнорирую промежуточное звено между взрослым и ребёнком: присмотр, уход, воспитание, обучение, просвещение. Например, пишут «На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки». http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/dcontrol-lesson/

В рамках обучения правомерно вести речь об обучающем контроле, обучающем оценивании.

4. Управление развитием … способность профессионально рости… С точки зрения системного подхода рост и развитие принципиально различные процессы. Рост изменение количества при сохранении качественной определённости объекта/субъекта; развитие изменение качества при изменении (увеличении/уменьшении) количества.

5. С точки зрения системного подхода есть внешнее развитие и саморазвитие. Управление развитием суть создание условий для инициирования, сопровождения саморазвития обучающихся/самого преподавателя.

6. Преподаватель/воспитатель управляет развитием не только учащихся/воспитанников, самого себя, но развитием процессов: обучения, воспитания, внешних связей, управления обучением/воспитанием, внешними связями/ управлением

7. Когда используют понятие управление, то необходимо помнить:

- о трёх этапах управления: предварительном, оперативном, поступравлении;

- об общих функциях управления: прогнозировании, программировании, планированиии, реализации планов;

- о частных функциях управления: проектирование, организация, регулирование (контроль, анализ, оценка, коррекция), учёт, отчётность;

- об управленческих процедурах: анализ, целеобразование, принятие управленческого решения

В модели компетентностей управление редуцировано к планированию развития…

Предложение:

Ели речь идёт о компетенциях, т.е. трудовых функциях преподавателя/воспитателя, то должностям «преподаватель»/«воспитатель» можно предписать следующие компетенции/трудовые функции:

Управление функционированием/развитием преподавания/учения;

Управление функционированием/развитием воспитания/самовоспитания;

Управление функционированием/развитием системы самообразования;

Управление функционированием/развитием системы обеспечения обучения/воспитания;

Управление функционированием/развитие внешних связей (социальным партнёрством);

Управление управлением…

Если речь идёт о компетентностях преподавателя/воспитателя, то надо описать системы необходимых знаний, умения, действий/навыков, поступков/привычек, трудовых качеств для исполнения компетенций/трудовых функций…

Организация образовательного процесса

1. Балл. Учитель не умеет организовать целенаправленную организацию учебной деятельности, но есть чередования различной деятельности.

2. Балла. Учитель организует целенаправленную самостоятельную учебную деятельность учащихся не мотивируя их на выполнение, включая в разные виды деятельности .

3. Балла. Учитель умеет планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать их и включать в разные виды деятельности.

Распространение ППО

1. Балл. Не обобщен ППО, нет публикаций, выступлений на различных уровнях.

2. Балла. Обобщен ППО, есть публикации, выступления на школьном (и/или региональном) уровне.

3. Балла. Обобщен ППО, проведена демонстрация педагогическому коллективу, постоянно публикуется, выступает на различных уровнях.

​Управление собственным профессиональным развитием

Уровень 1. Затрудняется определить, что и как необходимо развивать. Стремление к развитию носит декларативный характер, проходит курсы по повышению квалификации формально. Избегает оценивания своей работы.

Уровень 2. Определяет свой профессионализм по уровню знаний и методик преподавания своей предметной области. Осуществляет деятельность по повышению своей экспертизы. / Не развивается личностно, не повышает уровень развития своих компетенций. Испытывает сложности в восприятии «негативной» информации о своем профессионализме.

Уровень 3. Определяет свои сильные и слабые стороны, уровень развития знаний и компетенций. Адекватно воспринимает информацию о своем профессионализме. / В выборе зоны развития ориентируется на личные предпочтения, интересы. Развивается эпизодически.

Уровень 4. Активно использует техники рефлексии, осознает свои особенности, возможности и ограничения. Находится в непрерывном процессе профессионального и личностного развития.

​Планирование развития участника образовательного процесса

Уровень 1. Выстраивает единый план по развитию всех обучающихся без учета индивидуальных возможностей.

Уровень 2. Выстраивает планы развития для групп обучающихся в зависимости от категорий обучающихся (слабые, средние и сильные обучающиеся). / Не выстраивает планов индивидуально для каждого обучающегося.

Уровень 3. Выстраивает индивидуальные планы по развитию с учетом особенностей обучающегося и его возможностей. / Не использует возможности совместной деятельности по формированию индивидуального плана развития.

Уровень 4. Организует совместную деятельность с обучающимися и между обучающимися по выстраиванию индивидуальных планов развития. Планирование развития выходит за пределы периода обучения в школе.

​Оценивание (обратная связь)

Уровень 1. Указывает преимущественно на ошибки и проблемы. При оценивании работы обучающегося «ставит перед фактом».

Уровень 2. Подчеркивает достижения и успехи, указывает на ошибки. / Не учитывает реакции обучающегося, не обсуждает возможности и пути развития.

Уровень 3. Проводит корректирующую обратную связь (при оценивании говорит об успехах и достижениях, возможностях и путях изменения, мотивирует на развитие). Соизмеряет свои слова с конкретной личностью, ситуацией, контекстом. / Не использует техник рефлексии и саморазвития обучающихся.

Уровень 4. Проводит формирующую обратную связь, способствующую повышению осознанности учебной деятельности обучающихся. Применяет техники рефлексии и личностного саморазвития обучающихся.

​Диагностика изменений

Уровень 1. Для диагностики изменений оценивает знания и усвоение темы.

Уровень 2. Фиксирует изменения в умениях (почерк, скорость чтения, правильность расчетов и т.п.). / Не анализирует изменений в личностных качествах.

Уровень 3. Фиксирует изменения в личностных качествах (ответственность, решительность, страхи и т.п.). / Не анализирует динамику изменений.

Уровень 4. Фиксирует динамику изменений значимых аспектов (как навыков, так и личностных особенностей). Учитывает личностные особенности при анализе динамики развития.

Расскажите друзьям о проекте «Управление развитием»
Отправить письмом