Способность планировать развитие обучающихся, видеть ключевые изменения и проводить развивающее оценивание, профессионально расти.
1) «… планировать развитие обучающихся». Какое развитие: умственное, социальное, художественное, биофизическое, производственно-трудовое? Например, физическое развитие, может быть, ещё можно прогнозировать, планировать, программировать… Кроме того развитие и формирование ребёнка как биосоциального существа: а) принципиально неравномерно… б) принципиально непредсказуемо. Или у психологов, физиологов другие выводы? Планировать можно присмотр, уход за детьми, воспитание, обучение, просвещение, но не развитие и формирование…
2) что такое «… ключевые изменения»? По Л.С. Выготскому развитие заключается непросто в изменениях, а появлении новообразований. Какие компетенции/компетентности для компетенций ключевые, а какие не ключевые? Видимо авторы использовали аналогию с понятием «ключевые компетентности».
3) что такое «развивающее оценивание»? Развивающее оценивание чего? При переходе на ФГОС возникло понятие «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по образовательной программе». Однако в данном случае речь идёт о развивающем оценивании обучающихся. В дидактике всегда отмечалась обучающая функция контроля уровня усвоения, таких форм как устные и письменные ответы, собеседования и даже экзамены. А согласно Л.С. Выготскому обучение ведёт за собой развитие детей. Принципиальное отличие контроля как процедуры получения данных об уровне обученности обучающихся и оценивания уровня обученности заключается в различной степени участия обучающихся в этих процедурах. Обучающиеся не включены во многие процедуры оценивания текущих учебных результатов, не говоря уже об олимпиадах, ГИА. Есть подозрение, что вместо понятие «обучающий контроль» стали применять понятие «Развивающий контроль», игнорирую промежуточное звено между взрослым и ребёнком: присмотр, уход, воспитание, обучение, просвещение. Например, пишут «На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки». http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/dcontrol-lesson/
В рамках обучения правомерно вести речь об обучающем контроле, обучающем оценивании.
4. Управление развитием … способность профессионально рости… С точки зрения системного подхода рост и развитие принципиально различные процессы. Рост изменение количества при сохранении качественной определённости объекта/субъекта; развитие изменение качества при изменении (увеличении/уменьшении) количества.
5. С точки зрения системного подхода есть внешнее развитие и саморазвитие. Управление развитием суть создание условий для инициирования, сопровождения саморазвития обучающихся/самого преподавателя.
6. Преподаватель/воспитатель управляет развитием не только учащихся/воспитанников, самого себя, но развитием процессов: обучения, воспитания, внешних связей, управления обучением/воспитанием, внешними связями/ управлением
7. Когда используют понятие управление, то необходимо помнить:
- о трёх этапах управления: предварительном, оперативном, поступравлении;
- об общих функциях управления: прогнозировании, программировании, планированиии, реализации планов;
- о частных функциях управления: проектирование, организация, регулирование (контроль, анализ, оценка, коррекция), учёт, отчётность;
- об управленческих процедурах: анализ, целеобразование, принятие управленческого решения
В модели компетентностей управление редуцировано к планированию развития…
Предложение:
Ели речь идёт о компетенциях, т.е. трудовых функциях преподавателя/воспитателя, то должностям «преподаватель»/«воспитатель» можно предписать следующие компетенции/трудовые функции:
Управление функционированием/развитием преподавания/учения;
Управление функционированием/развитием воспитания/самовоспитания;
Управление функционированием/развитием системы самообразования;
Управление функционированием/развитием системы обеспечения обучения/воспитания;
Управление функционированием/развитие внешних связей (социальным партнёрством);
Управление управлением…
Если речь идёт о компетентностях преподавателя/воспитателя, то надо описать системы необходимых знаний, умения, действий/навыков, поступков/привычек, трудовых качеств для исполнения компетенций/трудовых функций…