Личная мотивация

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Личная мотивация - желание внести личный вклад в профессиональную деятельность, брать на себя ответственность как за достижение конечного результата, так и за неудачи, проявлять целеустремленность и уверенность в успехе.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

Личная мотивация - мотивированность как качество работника

Уточним предлагаемую «компетенцию».

1. Личная мотивация – это качество работника. Работник, замещающий должность «преподавателя»/ «воспитателя» может быть положительно мотивирован компетенциями (трудовыми функциями)/компетентностями (наличными знаниями, умениями, действиями/навыками, поступками/привычками), а может быть мотивирован отрицательно. Мотивация по форме проявления аналогична таким профессионально-трудовым качествам как трудолюбие, ответственность и т.п.

2. Мотив возникает у человека как у биосоциального существа. Родовым понятием по отношению к понятию «мотив» является понятие «потребность». Существуют биологические, социальные, интеллектуальные, художественные, производственно-трудовые потребности. Не желания, стремления, хотения, влечения, а потребность является родовым понятием по отношению к мотиву. http://txtb.ru/132/8.html

3. Мотив по определению является личным/личностным. Поэтому понятие «личная мотивация» абсурдно. Это как понятие «развивающее обучение» - обучение по определению является развивающим, если нет, то это не обучение. Другое дело - источники мотивации могут быть внешними и внутренними; можно говорить о внешней мотивации и внутренней мотивации, т.е. самомотивации.

В нашей отечественной психологии (С.Л. Ребинштейн, А.Н. Леонтьев и т.д.) мотив - это опредмеченная потребность, то есть связанная с предметом деятельности, осознанная и конкретизированная в цели деятельности. Сдвиг мотива на цель – один из психических механизмов развития и формирования людей (детей, взрослых). Важнейшую роль в деятельности играют ведущие мотивы. Различают мотивацию к процессу учебной/профессиональной деятельности ученика/преподавателя и к результатам деятельности (результат деятельность это качество продукта, в нашем случае обученности. Продукт - это опредмеченная, в частности овеществлённая цель). В современной практике общего образования гипертрофирована мотивация на результат. Управление по результатам в гуманитарных системах неправомерно. Необходимо ценностно-ориентированное управление.

Кроме того надо учитывать, что «Деятельности без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». А.H. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975 https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dye...

Вывод:

1. Сама по себе мотивация не является ни компетенцией, ни компетентностью, а мотивированностью – качеством работника.

2. Психологическая компетентность педагога/воспитателя включает:

- знание основных теорий мотивации;

- умение выявлять и осознавать (делать явными) мотивы деятельности детей и своей профессиональной деятельности;

- умение структурировать мотивы, выделять ведущие;

- умение конкретизировать мотивы в целях деятельности, т.е. осуществлять целеобразование.

Предложение:

Исключить пункт «Личная мотивация» из модели компетенций.