Управление группой

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Управление группой - способность организовать работу в группе путем вовлечения обучающихся в учебный процесс, использования возможностей рабочего пространства, разнообразия форм работы и обеспечения атмосферы открытого, бесконфликтного взаимодействия.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

28 предложений
Показывать

особенности организации груповой работы младших школьников

В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач [Лийметс, 1975]. На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения. При таких формах обучения учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса. Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект – субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель – организатор сотрудничества. Она является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как проектное обучение (В.Х. Кильпатрик), блочно-модульное обучение (М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко) и другие. Таким образом, актуальность рассматриваемого в представленной работе вопроса определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов (таких как А.С. Границкая, В.К. Дьяченко, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.) доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Цель исследования: изучить сущность и организацию групповых форм обучения младших школьников. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: особенности организации групповой работы младших школьников. Задачи исследования: Изучение литературы по исследуемой проблеме. Характеристика процесса обучения, групповых форм обучения младших школьников. Выявление особенностей организации групповой работы младших школьников. Гипотеза исследования: При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, по мнению В.В. Котова, Т.М. Николаева, Г.А. Цукерман и других, выражается в следующих ее характеристиках: – наличии непосредственного взаимодействия между учащимися; – опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: «учитель – группа сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся [Котов, Цукерман, 1993]. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала (И.Б. Первин, М.Д. Виноградова). Задачи групповой работы: Активизация познавательной деятельности. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). Совершенствование межличностных отношений в классе. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. А. Глазкова выделяет плюсы и минусы групповой работы. Плюсы: Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя [Глазкова, 1999]. Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества. Структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует, и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Это взаимодействие детерминировано направленностью на общий предмет совместной учебной деятельности, то есть является «предметно-направленным взаимодействием» [Журавлева, 1988]. Включение детей в различные виды взаимозависимой деятельности учения позитивно влияет на результативность и согласованность совместных действий, а также благоприятно сказывается на процессе познания детьми друг друга и своей группы в целом. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя развитие своих способностей к руководству и лидерству. У детей формируется отношение друг к другу не только через оценку взрослого, а через собственную оценку действий партнера. Для эффективного взаимодействия в группе, кроме умений кооперации, специально формируются социальные умения и навыки учащихся: лидерства, руководства, подчинения, принятия совместных решений, разрешения конфликтов. Таким образом, организация групповой учебной деятельности будет способствовать усвоению на протяжении младшего школьного возраста норм и способов действия в группе не только под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. Опыт совместных сопереживаний, учеба, совместная деятельность и общение на уроке делают восприятие детей «более зорким», от категории «плохой – хороший» они постепенно переходят к менее категоричным, оценивая образ другого человека, образ класса более полно, а себя более реально. Психологическое своеобразие групповой деятельности состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям [Иванова, 1999]. Чтобы группа достигла стадии взаимодействия, требуется время и значительные усилия учителя. При этом важно знать внутренние базовые психологические механизмы, на которых строится процесс сотрудничества. С.П. Иванова выделяет пять таких механизмов [Иванова, 1999]. Позитивная взаимозависимость. Индивидуально-групповая ответственность. Поддерживающее взаимодействие предполагает не только деловую взаимопомощь, но и личностную поддержку, которая обеспечивается оказанием друг другу личной помощи, наличием позитивной обратной связи, совместными раз мышлениями учащихся над процессом и результатами совместной деятельности. Наличие социальных умений и навыков учащихся: лидерства, руководства, подчинения, принятия совместных решений, выражения доверия другим людям, разрешения конфликтов. Таким умениям необходимо специально учить. Рефлексивный групповой процесс, который включает оценку качества взаимодействия членов группы при выполнении учебного задания. Совместная деятельность в группах предполагает объединение индивидуальных деятельностей, но это объединение не является механическим. Совместная деятельность, как целостная система, преобразует структуры индивидуальных деятельностей за счёт их взаимного дополнения и качественного обогащения. Таким образом, складывается структура совместной деятельности, в которой, согласно исследованиям, выделяются следующие элементы: общая цель; общий мотив, побуждающий людей работать вместе; совместные действия. Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя [Выготский, 1956]. Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным, что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. При организации групповой работы можно выделить ряд этапов [Бабанский, 1988]. На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми. На втором этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата. Здесь большую помощь могут оказать родители учащихся. В этот период полезно вспомнить пословицы, в которых речь идет о совместном труде: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две – лучше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и др. Начинать групповую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное – первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом. Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе: работа в парах; мозговой штурм; игра «Продолжи»; охота за сокровищами; снежный ком; мозаичная группа или пазлы; прием «Зигзаг», или метод пилы. Охарактеризуем некоторые из них. Мозговой штурм. Наиболее известный из методов психологической активизации мышления. Является коллективным приемом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков; установление воздействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства [Панфилова, 2005]. Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном). «Охота за сокровищами». Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник. «Снежный ком». Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. После этого следует работа в парах. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. «Пазлы». Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Прием «Зигзаг», или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, потребностью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Один ученик хорошо владеет теоретическими обобщениями, другой чаще задает вопросы, критически оценивает каждое положение, третий обладает совокупностью практических умений. У сильных учащихся, выполнивших задание в более короткий срок, появляется возможность проработать материал с менее способными, помочь им уяснить непонятое, предупредить появление ошибок, что также способствует более глубокому и основательному усвоению изучаемого материала самими этими учащимися. Учебное сотрудничество незаменимо в обучении младшего школьника. Оно является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности, т.е. ученика, который хочет учиться, знает чему учиться, и умеет учиться. Это цель, достижимая лишь за пределами начальной школы, но она может быть не достигнута и к концу обучения в школе, если не вести специальную работу. При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей младшего школьного возраста происходит рост их субъективной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах. Сотрудничество учащихся младшего школьного возраста с учителем и особенно друг с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта учебной деятельности, так как способствует развитию важнейших психических новообразований: самоконтроля, самооценки, внутреннего плана действий, делает ученика активным и заинтересованным в учении, создает субъект – субъектные отношения в деятельности учащихся. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом – одна из важнейших задач учителя. Наиболее активно такое сотрудничество осуществляется в различных видах групповой работы, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность ученика по отношению к учителю. Работа с использованием на уроках групповой работы убеждает в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к групповым и коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что групповая форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать, и противопоставлять другим формам. Каждая из форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи и взаимно дополняют друг друга.

Основные принципы и задачи управления группой на уроках физической культуры

На уроках физической культуры , работа группой закономерна. В группе проявляются как положительные качества обучающихся, так и нежелание заниматься группой. Считаю важным условием,готовить заранее лидера группы,который может руководить процессом совершенствования или формирования двигательного качества или навыка. Руководителя группы желательно назначать. Это должен быть авторитетный, знающий программный материал обучающийся. Важна предподготовка, постановка задач такому обучающемуся. Основные задачи "Групповода" - поддержание дисциплины во время выполнения упражнений, идеальный показ, умение анализировать и находить пути решения исправления ошибок в выполнении физического упражнения.

Взгляд со стороны

Посещая открытые уроки, с интересом наблюдаю за групповой работой учеников. Практически сразу заметно, насколько дети готовы к такой работе. Если ученики быстро включаются в работу, легко взаимодействуют внутри группы, быстро договариваются о своей роли, умеют выслушивать мнение друг друга и вместе представлять результат своей работы, то можно говорить о том, что такая работа проводится в системе.

Управление через планирование

Умение грамотно планировать свою деятельность позволяет решать задачи управления. Как специалист еще и в программировании могу сказать, что составление алгоритма, с последующей его реализацией на одном из языков программирования, сродни решению управленческой задачи. Я не предлагаю всех учителей повально учить программированию, но умение составлять и записывать блок-схемы алгоритмов решения задач (начать с простых и прийти к управленческим) даст хорошую тренировку в планировании. Разумеется, на уроке бывают ситуации, когда запланированное приходится менять на-ходу, и тут уже не до рисования блок-схем, тут все решают минуты, за которые приходится принимать решение (что-то сродни кризисного управляющего, только времени на раздумья нет), от которого зависит успех или неуспех урока. Современный учитель - это что-то вроде директора небольшого предприятия, а не начальника разных отделов (классов) с разными уровнями сложностей решаемых задач. Современный учитель в целом отслеживает зависимость даваемых знаний из года в год по успеваемости учеников, но эта успеваемость должна учитывать знания и из иных дисциплин. Нельзя получить 5 в вычислительных задачах по информатике, зная математику на 2, по аналогии и в остальных предметах, есть те взаимосвязи, по которым учитель должен уметь планировать свою деятельность, учитывая индивидуальные способности учеников. Но такая свобода действий не решается только информационно. Организационно нужно решать. К примеру, как можно грамотно спланировать работу с индивидуальным подходом, когда у меня на занятиях за одним компьютером находятся 2-3 ученика? Это сродни игре на пианино, когда клавиатура одна, а композиции разные. Но наши чиновники от образования привязались к рекомендованному числу деления 25 - в городе и 20 - на селе, а компьютеров 10-11, а детей в группе 23-24. Какое уж тут планирование, когда вынужден учитель делить урок на две части (одна половина за компьютерами, вторая - с вопросами), а на другой урок менять местами, и так из урока в урок. Отсюда и лишняя нервотрепка, когда одни дети зовут помочь с заданием на компьютере, а другие не поняли вопрос, а в промежутке нужно успеть еще и проследить, чтобы дети не отвлекались на игры в смартфонах. Тут уж не до высоких материй.

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы:

  • Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Управление малой группой

Умение работать в малой группе - это необходимое условие эффективного управления. Все люди разные, и каждого человека разные способности. Руководитель, управляющий группой, должен знать много о людях, с которыми он работает, для того, чтобы успешно управлять ими.

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы и минусы групповой работы:

плюсы

- повышается учебная и познавательная мотивация

- снижается уровень тревожности учащихся

- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

- улучшается психологический климат в классе

минусы

- групповой работе надо сначала научить

- организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

- некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

- для некоторых детей разделение на группы – процесс болезнен

Улучшение психологического микроклимата на занятии

Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении: интернет захватил их полностью, общение ограничено уроками в школе. В современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Проблема общения актуальна на сегодняшний день. Конечно, педагоги такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве является групповая форма обучения. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта работы замечу, что обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на занятии.

Особенности групповой работы

Организация учебного процесса посредством группового метода обучения позволяет применить весь спектр разработанных инновационных технологий обучения. Это дает возможность расширения методологической базы по данной теме.

Групповая работа на уроке- плюсы м минусы.

Групповая работа на уроке вызывает большое количество вопросов у меня как педагога: как равномерно распределить усилия каждого ребенка? (часто так бывает. что в группе работают 1-2 человека), как организовать дисциплину? Но также есть много положительных моментов: развивается умение работать в коллективе, оказание взаимопомощи, урок проходит более живо и интересно, дети учатся вырабатывать общее мнение, прислушиваться друг к другу.

Преимущество групповой работы на уроках

Во время групповой работы на уроках повышается учебная и познавательная мотивация. Формируются такие базовые компетентности, как информационная,коммуникативная компетентность


Преимущество групповой формы

Работа в группе формирует множество компетенций. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Взаимодействие в группе позволяет каждому найти свое дело, попросить помощи у товарищей и каждому получить отметку.

Преимущество групповой формы работы

Учащиеся в группах подбираются одного уровня, что облегчает им общение между собой.


Учащиеся в группе с разным уровнем подготовки- это дает возможность слабым учащимся обратиться за помощью к более успешным .

​Групповая работа и проектная деятельность

Эффективность групповой формы работы отчётливо проявляется в проектной деятельности, когда выявление проблемы, постановка цели, обсуждение гипотез, путей решения проблемы, работа над поиском результатов проходит в группе. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

В групповой работе над проектом

- формируется навык сотрудничества;

- идёт формирование ситуативных лидерских качеств: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации;

- разные группы предлагают различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; ясно прослеживается элемент соревнования между ними; это, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Функционирование группы

При управлении группой важно добиться нормального состояния функционирования группы, когда конфликты разрешаются, достигается состояние взаимного признания. Группа укрепляется, возникает согласие относительно распределения ролей и власти в группе. Возникает чувство доверия и сплоченности. Педагог акцентирует внимание на единстве, согласии в группе, помогает участникам понять нормы и ценности функционирования группы.

При выполнении работы главным является разрешение проблем и достижение намеченных целей. Участники группы координируют свои усилия, возникающие разногласия устраняют цивилизованными способами в интересах группы и ее целей. Педагог является лидером и концентрирует внимание на достижении высоких результатов, выполняя роли, направленные на достижение целей и на социальное взаимодействие.


Функции учителя при групповой работе

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

групповая форма работы

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи

Управление группой, содержанием, а средствами, методамм, организацией, обеспечением,.... развитием?

Как писал А.С. Макаренко нужно не отдельное средство, а система. Преподавателю - необходима система обучения, воспитателю - система воспитания. Преподаватель/воспитатель доминантно выступает в роли подсистемы управления/коммуникатора; учащийся/воспитанник в роли одной из управляемых подсистем (реципиент).

В любой образовательной системе есть следующие элементы:

1. Люди (учащиеся/воспитанники; учителя; родители)

2. Образование (ст. 2 273-ФЗ)

2.1. Совоспитание = воспитание +самовоспитание

2.1.1. Содержанием совоспитания

2.1.2. Средствами и методами совоспитания

2.1.3. Организацией совоспитания

3.1. Обучение = преподавание + учение

3.1.1. Содержанием обучения

3.1.2. Средствами и методами обучения

3.1.3. Организацией обучения

3. Обеспечение (…)

4. Внешние связи

5. Опытно-инновационнная работа

6. Управление: 1 (людьми), 2 (образовательными процессами), 3 обеспечением (правовом, педагогическим, психологическим, санитарно-гигиеническим, кадровым, материальным, техническим, технологическим, информационным, финансовым:, 4 (ОИиЭР) - развитием, 5 (управлением).


Почёму рассматривается управление группой? А процессами, содержанием, средствами и методами, организацией...



Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса и устанавливать между ними связи, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

Наличие этой компетенции у педагога можно оценить по следующим показателям:

1. Минимальная доля конфликтов среди участников образовательных отношений

2. Уровень готовности обучающихся к сотрудничеству

Расскажите друзьям о проекте «Управление группой»
Отправить письмом