Подача информации

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

Подача информации - способность ясно излагать обучающимся как специализированную информацию предмета, так и информацию общеобразовательного плана, связанную с изучаемым предметом, а также управлять вниманием обучающихся, увлекать их предметной областью изучаемой дисциплины, используя разные педагогические приемы и технические возможности.

Приглашаем вас оценить и доработать критерии, по которым должно оцениваться наличие этой компетенции у педагога.

Кроме того, вы можете предложить свой критерий, обосновав его необходимость.

Подача информации – два варианта компетенций/компетентностей или уровень отвественности разработчиков модели?

На странице https://www.preobra.ru/index#_=_ Подача информации - способность ясно излагать информацию и управлять вниманием обучающихся, используя разные приемы и технические возможности.

Раскроем опцию:

На странице https://www.preobra.ru/improject-1065Подача информации - способность организовать работу в группе путем вовлечения обучающихся в учебный процесс, использования возможностей рабочего пространства, разнообразия форм работы и обеспечения атмосферы открытого, бесконфликтного взаимодействия.

Почему двояко раскрывается компетенция/компетентность «подача информации»

Рассмотри подачу информации как:

СПОСОБНОСТЬ ИЗЛАГАТЬ

1.Что такое «подача»? Начиная с классической дидактики (Б.П. Есипов, М.А. Данилов и др. Дидактика. М., 1957) в педагогике и образовании используется понятие «передача». Понятие «передача» отвечает кибернетической природе обучения (единства преподавания и учения)/совоспитания (единства воспитания и самовоспитания). При этом передача рассматривается не как механический акт (это было бы вульгарно), а как диалектическое единство предъявления (системообразующий элемент преподавания/воспитания) и усвоения (системообразующий элемент воспитания/самовопитания). В 1992 году были даже разработаны компоненты ФГОС: стандарты предъявления и усвоения.

2. Преподаватель/воспитатель предъявляет не информацию, как совокупность данных (в том числе может быть и бессмысленных), а учебный/воспитывающий материал, то есть конкретизацию содержания обучения/совоспитания с учётом условий образовательной деятельности. Содержание образования в первом приближении = содержание воспитания (поведенческие умения – поступки/привычки, настроения, переживания) + содержание обучения (деятельностные умения – действия/навыки, знания). Редуцировать (сводить) содержание образования к информации, скажем мягко, неправомерно.

3. Что значит «излагать»? Излагать - последовательно выражать что-либо словами (устно илиписьменно). ТолковыйсловарьЕфремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

Структурный анализ предъявления показывает, что предъявление включает: демонстрирование (апелляция к визуальному каналу восприятия), описание (аудиальный канал восприятия), объяснение, совместное делание.

4. Почему только «управление вниманием», а управление восприятием, представлением, запоминанием, пониманием, мышлением, воображением и т.д. Нельзя фрагментарно переходить на такой уровень детализации при описании управления учением.

5. Предъявление осуществляется с помощью средств преподавания/воспитания. Для каждого средства (идеального, мыслительного; материализованного – знакового, материального) существуют методы их применения. Вне средства нет метода. Посмотрите статью Ш.А. Амонашвили «Ода школьной доске» (УГ, 1987) как материальному средству обучения/воспитания. В неё излагаются методы применения школьной доски. Единство средства и метода применения средства даёт способ (преподавания, учения/воспитания, самовоспитания). Приём – это специфика, своеобразие, уникальность применения способа. Часто рассматривают приём как «3. Способ в осуществлении чего-н. Художественный п. Приёмы борьбы. Запрещённый п. (в спорте; также перен.: о некорректном поступке, поведении).». Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. Однако в данном случае способ и приём выступают как синонимы. Приём это способ, способ – это приём… Способ один – бросок через плечо, а приёмов выполнения броска через плечо бесконечно много. Приём - это индивидуальный/персональный способ. Приёмистый мотор, приёмистая лошадь.

6. Почему только «технические возможности», а правовые, педагогические в том числе методические, психологические, материальные, технологические?

СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ

1. Подача информации - способность организовать работу в группе. Авторы модели компетенций посмотрите, пожалуйста работы, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина о педагогических способностях http://txtb.ru/83/24.html

Преподаватель может не уметь объяснять, но прекрасно организовать групповую работу…

2. «…использования возможностей рабочего пространства». Это про что?

"...Рабочее пространство (workspace): определённый объем пространства, окружающего одного или нескольких работников в производственной системе, необходимый для выполнения производственного задания..." Источник: "ЭРГОНОМИКА. ПРИМЕНЕНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ. ГОСТ Р ИСО 6385-2007"

(утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 593-ст).

РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО - та часть функционального помещения, в котором осуществляется трудовая деятельность человека. Р. п. характеризуется досягаемостью органов управления (объемом пространства), их расположением и обзором. Объем Р. п.— это часть помещения, в котором может быть осуществлено рабочее движение без перехода работающего с места на место (иначе, без изменения положения его тела). Различают предельный и оптимальный (нормальный, функциональный) объемы касания и захвата. Подробнее… Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. https://psychology_pedagogy.academic.ru/14265/%D0%...

Звучит красиво, но какое отношение имеет к компетенциям/компетентностям/трудовым качествам преподавателя/воспитателя?

3. Использование разнообразия форм работы. О чём речь?

Есть понятие «Формы организации учебной/воспитывающей деятельности»: индивидуально-обособленная/персональная, парная (диалогические сочетания А.Г. Ривина), групповая (Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.), КСО В.К. Дьяченко (Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М.: Педагогика, 1989.), фронтальная. В модели компетенций/компетентностей речь об этом?

Есть понятие «формы организации учащихся/воспитанников»: классы, элективные группы, факультативные группы (кружки, студии, клубы, НУО и т.п.).

Есть понятие «формы организации обучения/воспитания»: уроки, семинары…/классные часы, фестивали, смотры…

4. Почему общение должно быть бесконфликтным? Конфликт – это форма проявления противоречий. Вопрос в содержании и формах проявления конфликта преподавателя и учащегося, воспитателя и воспитанника. Учитель (преподаватель, воспитатель) должен обладать необходимой психологической, а может даже психотерапевтической компетентностью, чтобы создавать и разрешать совместно с учащимися/воспитанниками конфликты как источник развития и формирования детей и учителя.

Предложение:

Еслиобсуждается:

1) модель компетенций (трудовых функций) преподавателя/воспитателя, то на первом уровне детализации:

- преподавание/воспитание.

2) модель компетентностей, то на первом уровне детализации:

- наличие педагогической компетентности (дидактической, методической);

- наличие психологической компетентности;

- наличие компетентности в области физиологии (в том числе физиологии мозга);

- наличие управленческой компетентности.

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны