Обсуждение полноты модели

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

В данном разделе обсуждается полнота и достаточность представленной модели компетенций педагога.

Сформировать мнение о проработанности модели вам помогут справочные материалы по ее созданию:

Инструкции:

  • Укажите, что дополнительно нужно учитывать в теоретических основаниях модели
  • Предложите уточнения формулировок понятий
  • Опишите, какие ещё компетенции профессионального педагога должны войти в состав модели
  • Оцените предложения коллег и предложите доработки к ним

Что обсуждаем?

В пояснительной записке говорится "...разработан проект процедуры оценивания профессиональной деятельности педагога...". Педагог - это профессия в области педагогики как науки об образовании. Педагог - субъект педагогической, т.е. научной, опытно-конструкторской деятельности. В соответствии с 273-ФЗ ст. 2 в образовании нет педагогической деятельности, но есть образовательная деятельность. Образовательную деятельность осуществляют учителя. Так как образование единство совоспитания (воспитания и самовоспитания) и обучения (преподавания и учения) субъектом образовательной деятельности является учитель. На образовательном занятии/событии учитель выступает НЕПРЕРЫВНО то в позиции/роли преподавателя, то воспитателя. Обучение в определённой мере воспитывает (Гербарт), воспитание - обучает. Преподаватель, трудовой функцией которого является преподавание, воспитатель - воспитание - суть базовые должности в образовании любого уровня: вопрос в долевом соотношении преподавания и совоспитания.

Таким образом, разработан проект процедуры оценивания образовательной деятельности учителя.

Какова структура образовательной деятельности учителя?

1. Согласно А.Н. Леонтьеву ...деятельность состоит из цепи действий, действия состоят из операций, операции - из движений (мыслительных, моторных). Это психологическая структура любой деятельности, в том числе образовательной (преподавательской, воспитательной). Следовательно разработан проект процедуры оценивания агрегированных действий учителя в образовании, преподавателя в преподавании, воспитателя в воспитании.

2. Согласно философской традиции в структуре деятельности выделяют: цель, задачи, предмет, способы, организацию, продукт, результат. Кроме того для осуществления деятельности нужны условия, которые непосредственно в структуру деятельности не входят. Тогда разработан проект оценивания: 1) целеобразования, 2)предмета преобразования (а в образовании ДВА предмета - содержание образования и образуемый), 3) способов образования (средство + метод применения данного средства), 4) организации образовательной деятельности, 5) продуктов образования (образованности = воспитанность + обученность), 6) условий образовательной деятельности (правовых, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических, кадровых, материальных, технических, технологических, финансовых).

Вопрос 1. Какая структура образовательной деятельности положена в основу разработки процедуры оценки её качества?

Вопрос 2. Если процедура оценки образовательной деятельности разработана, то позволяет ли она "...раскрыть степень владения педагогом профессиональными компетенциями" или оценить степень владения учителем образовательными компетенциями: преподавателем - компетенциями в преподавании, воспитателем - компетенциями в воспитании.

Компетенции - это производственные функции/работы организации (см. ст. 28 273-ФЗ) или трудовые функции/работы работника. Компетенции предписываются уставом/должностной инструкцией. Компетенции (трудовые функции/работы) работников, замещающих однотипные по именованию и квалификации (например, токарь 5 разряда), одинаковы.

Что означает словосочетание "степень владения ... компетенциями"? Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих токарь 5-го разряда, имеет компетенцию/трудовую функцию/выполняет работу: «Токарную обработку и доводку сложных деталей и инструментов с большим числом переходов по 6 - 7 квалитетам, требующих перестановок и комбинированного крепления при помощи различных приспособлений и точной выверки в нескольких плоскостях…». Токарь, сдав квалификационные экзамены на 5-й разряд, получает допуск к выполнению этой нормативно заданной компетенции/трудовой функции/работы.

Однако в реальной профессиональной деятельности выполненные им работы будут отличаться от нормативно заданной и даже попадать в брак по многим причинам.

Вообще для исполнения компетенций/трудовых функций/работ той или иной сложности требуется соответствующая квалификация. Квалификация включает: 1) профессиональную компетентность (знания, умения, навыки); 2) профессиональные привычки; 3) профессиональные настроения/переживания.

Таким образом, «…степень владения… компетенциями…» - это уровень квалификации. Можно ли с помощью процедуры оценки профессиональной деятельности оценить степень владения компетенциями, то есть уровень квалификации. Безусловно, нет. Если квалифицированному работнику дать плохое сырьё, плохой инструмент, не создать условия, то оценка профессиональной деятельности будет негативной.

Процедура оценки квалификации работников является дискретной и давно отработана – это квалификационные экзамены, включающие выполнение квалификационных работ. Квалификационные работы задаются квалификационными характеристиками/ профессиональными стандартами.

Вот тут в образовании главная проблема. Просто проведите сравнительный анализ квалификационной характеристики учителя/преподавателя, стандарта ВПО образования (бакалавра/магистра), профессионального стандарта педагога (педагогической деятельности (учителя, воспитателя) и требований к квалификационным категориям, присваиваемым по итогам аттестации. Полная несогласованность.

Процедуры непрерывной оценки образовательной деятельности учителя (преподавателя/воспитателя) отработаны в рамках внутришкольного контроля.

В пояснительной записке говорится: «Приглашаем вас к обсуждению модели компетенций педагога, на которой основана разработанная процедура оценивания.». То есть обсуждаем не процедуру оценивания профессиональной деятельности педагога, не модель оценивания квалификации, то есть степени владения компетенциями, а модель компетенций педагога.

Я вообще подозреваю, что ФГОС, 273-ФЗ, профессиональный стандарт педагога и т.п. документы написаны для того, чтобы работки образования потеряли способность к силе суждения. (Глупость – это отсутствие силы суждения. Гегель).

Вообще можно обсуждать:

1. Модель компетенций, т.е. трудовых функций/работ учителя (преподавателя/воспитателя).

2. Модель полномочий (прав и обязанностей) учителя (преподавателя/воспитателя), необходимых и достаточных для исполнения компетенций, т.е. трудовых функций/работ.

3. Модель квалификации учителя (преподавателя/воспитателя) требующейся для исполнения компетенций, т.е. трудовых функций/работ при тех или иных полномочиях.

4. Модель образовательной деятельности учителя (преподавателя, воспитателя).

5. Модель оценки компетенций учителя (преподавателя/воспитателя).

6. Модель оценки полномочий.

7. Модель оценки квалификации.

8. Модель оценки образовательной деятельности.

9. Модель ответственности учителя (преподавателя/воспитателя).

10. Модель оценки ответственности учителя (преподавателя/воспитателя).

Похожие предложения

Компетентности современного учителя
0 доработок