Обсуждение полноты модели

Сроки проекта: c 16 октября по 30 ноября

В данном разделе обсуждается полнота и достаточность представленной модели компетенций педагога.

Сформировать мнение о проработанности модели вам помогут справочные материалы по ее созданию:

Инструкции:

  • Укажите, что дополнительно нужно учитывать в теоретических основаниях модели
  • Предложите уточнения формулировок понятий
  • Опишите, какие ещё компетенции профессионального педагога должны войти в состав модели
  • Оцените предложения коллег и предложите доработки к ним

И еще раз о "компетенциях"...

Бедные "компетенции". Я бы на их месте рыдал от обиды за то, что их суют всюду (в основном без повода и не к месту) по причине полной безграмотности и (или) отсутствия (дефицита) научной культуры...

В том аспекте, в котором они "озвучены" авторами модели, они совершенно необоснованно существуют исключительно в головах самих авторов. Компетенции вообще не подлежат внешней оценке и не развиваются - они устанавливаются и корректируются работодателем. Более того, "компетенции" статичны - это понятие, подразумевает наличие правовых пределов деятельности ("за пределами моей компетенции"; "вне моей компетенции" и т.д.). И если авторы "модели" хотят придать термину некую иную "нишу применения", то сначала было бы логично предоставить и некий иной термин, определяющий совокупность трудовых прав и обязанностей, и конечно научно обосновать замену.

К компетенции учителя может быть отнесено: право/обязанность спросить или не спросить; право/обязанность задать или не задать; ограниченное право/обязанность работать по той или иной программе, ограниченное право/обязанность выбора учебных пособий; право/обязанность выбора метода, инструментария и т.д. И точно также, в компетенцию учителя не входит: право на изменение режима занятий, право на исключение ученика из обр. учреждения, право на изменение (нарушение) санитарных норм - а таким правом (такой компетенцией) не обладает даже минобрнауки... Но главное, как мы видим, это всегда правовое понятие, не рассматривающее качественных характеристик.

А вот роль качественной основы (возможности) для деятельности в пределах компетенций, определенных работодателем, выполняют те самые компетентности т.е. профессионализм, основанный на "трех китах": знаниях, умениях и навыках.

Стоит отдельно остановиться на том, что растворение понятия компетенции в неком не свойственном ему аспекте применения, не так безобидно, как кажется на первый взгляд!!! Ведь размыв былого четкого понятия, определяющего совокупность прав и обязанностей учителя, РАСТВОРИТ И САМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ...

Еще б-О-льшая дурь и мракобесие заложена в некий выдуманный термин: "ученические компетенции". Почему? А потому, что:

1. Ученик не является субъектом трудового права.

2. Даже если условно признать "компетенции" неким синонимом понятия "функции", то и они (функции ученика) не могут быть кем-либо установлены или как-то ограничены. Ведь набор функций определяется не решением кого-либо, а исключительно особенностями психофизиологического развития индивида. И если говорить об учебном процессе, то тут речь идет не об установлении, а о последовательном усвоении усложняющихся функций. При этом право принятия и усвоения предложенных индивиду функций, остается за учеником. Основанием для этого остаются как психофизиологические и социокультурные данности, так и, увы, банальное желание или не желание (мотивации)...

3. Принцип предельности понятия "компетенции" делает его либо смертельным, либо несовместимым с любым образовательным процессом, который, априори, не имеет предельных значений. А как мы знаем, процесс повышения квалификации - тоже образовательный процесс...

4. И наконец, "контрольный выстрел" в головы безграмотных авторов:

Для проверки правильности используемого термина достаточно вспомнить о "КОМПЕТЕНТНОСТНОМ подходе" (заметим: не "компетенционном"! :))). А "компетентностный", это производное от "компетентности" (совокупности знаний, умений и навыков)... Как говорится: "теорема доказана!" , а авторы "модели" получают массу оснований отправиться учить "Великий и могучий...".