Роль регионов и муниципалитетов в науке

Сроки проекта: c 7 июня по 31 декабря

Россия – федеративное государство. Это означает, что регулирование науки на региональном и местном уровне также должно быть обеспечено соответствующими законодательными нормами. Что требуется для описания общих правил, ответственности и полномочий по организации научной и научно-технической деятельности на уровне регионов и муниципалитетов.

Как принять участие:

  • Ознакомьтесь с предложениями коллег
  • Оцените и прокомментируйте их
  • Опишите ваши предложения
До конца проекта осталось
71
день
1
час
44
минуты
10 предложений
Показывать

О взаимодействии региональных органов власти и региональной науки

Необходимо законодательно закрепить механизмы обеспечения взаимодействия региональных органов власти и региональной науки по определению приоритетных направлений исследований и механизмов их поддержки. <p>Необходимы конкретные инструменты воздействия на региональные органы власти и управления, поскольку в настоящее время руководство субъектов зачастую не заинтересовано в выстраивании такого взаимодействия.</p><span></span>

О формировании региональных фондов научной, научно-технической и инновационной деятельности.

1Одним из действенных и легитимных методов активизации финансирования науки в регионах России может стать создание региональных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Необходимые нормативно-правовые условия для формирования фондов в России имеются. Так, статья 262 Налогового кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с учетом расходов предприятий на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 к таким расходам относятся и отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5% доходов от реализации предприятия.

В п. 1 ст. 15.1 действующего Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» указано, что «…фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда…».

Создание и наполнение фондов субъектов РФ по поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности, предусмотренное существующим в России законодательством, позволит принципиально расширить возможности регионов в финансировании актуальных для них исследований и разработок, стимулировании инновационной деятельности, а следовательно, реализовать целевые установки нацпроекта "Наука".

В проекте закона также есть указывается на возможность создания таких структур (ст. 19).

Считаем целесообразным прописать в законопроекте инструменты формирования, наполнения таких фондов , а также меры стимулирования региональных органов власти и управления по активизации данных мер. Поскольку в текущей редакции закона данная мера оказалась недейственной.

Взаимодействие регионов и муниципалитетов.

В целях существующей разобщенности федеральных и региональных научных сообществ крайне необходимо разработать общие правила, меру ответственности и полномочия по организации научной и научно-технической деятельности на всех уровней. Созданные региональные Академии наук и филиалы РАН работают обособленно.

Хоздоговорные темы

Было бы уместно вспомнить хорошо себя зарекомендовавшую советскую практику хоздоговорных научных исследований.

О создании Диссертационных Советов

Для укрепления роли регионов в научных исследованиях вношу предложение о создании Диссертационных Советов по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук при опорных университетах.

Необходимое условие- наличие не менее 2 докторов наук по научному направлению (остальные приглашаются по согласованию), ведущая организация должна быть связана с регионом.

Количество публикаций соискателя в перечне ВАК, включая патенты не менее 5.

Учеба в аспирантуре за счет региона

Есть предложение обязать регионы проводить конкурсы для выпускников местных вузов, победители которых смогут бесплатно обучаться в аспирантуре (если, к примеру, у них нет возможности обучаться бесплатно). При условии, что в ходе обучения и трех лет после окончания аспирант будет работать в региональном вузе.

А имеется ли положительный опыт взаимодействия с региональными властями?

Можно сколь угодно говорить о "Постановлениях..", "Решениях...", "Программах..", "Проектах....", принимаемых на федеральном уровне. Но на региональном уровне ( в частности, в Амурской области) проявляется только желание изъять объекты недвижимости, земельные участки. Вот и все взаимодействие...

Рад, если где-то иначе...

В этой связи, наверное, не надо помощи, не надо взаимодействия с муниципалитетом и регионом. Пусть не мешают и все... .

Деньги регионов и муниципалитетов

До 70% налогов уходит в Федеральный центр. Можно ввести налоговые льготы и вычеты для регионов и муниципалитетов, которые финансируют исследовательские разработки и НИОКР.

Продвижение науки в регионах

Необходимо обязать регионы и муниципалитеты принимать более активное участие в продвижении научной деятельности в регионах. Например, в Министерстве с/х Мурманской области в документах прописано о стимулировании научных исследований в области сельского хозяйства, однако по факту данного стимулирования не производится ни путем выделения субсидий, ни путем организации региональных конкурсов, ни путем поддержки производителей и их стимулирования к инновационной деятельности

Что значит "регулирование Науки"?

Государственные научные организации занимаются научными исследованиями и открытием новых Законов (в соответствующей сфере деятельности этой организации), такая деятельности никак не может "регулироваться" юридическими Законами, но Правительство может давать какие-то задания или государственные заказы на проведение таких исследований

Научно-технические организации "в регионах" (по Конституции - в Субъектах Федерации) НЕ ОБЛАДАЮТ правом законодательной инициативы, а ведут НИОКР в своей сфере деятельности применительно именно к территории своего региона. Но Субъекты Федерации могут так же давать конкретные задания или заказы на выполнение конкретных НИОКР.

Проведение конкурсов и/или аукционов на получение таких госзаказов регулируется соответствующими юридическими нормами. Но сам процесс проведения НИОКР определяется самими научно-техническими организациями и тоже никак не регулируется региональными законами.

Отдельные коллективы на предприятиях проводят собственные НИОКР - в целях повышения производительности своего производства и/или улучшения качества выпускаемой продукции. Но результаты такой интеллектуальной деятельности (РИД) принадлежат не Государству, а самим разработчикам этих РИД, которые подлежат защите в соответствии с Частью четвёртой Гражданского Кодекса РФ.

При этом, право на использование РИД в составе единой технологии может принадлежать либо Субъекту Федерации, либо самой Федерации - в соответствии со статьёй 1548 Гражданского Кодекса РФ. В этом случае переход исключительного права на технологию осуществляется на основании Федерального Закона № 284 "О переходе прав на единые технологии". То есть, т.н. "трансфер технологий" регулируется именно на Федеральном Уровне, а управление правом на технологию, определяется Правительством!

Но это так написано в ТЕКСТЕ Гражданского Кодекса РФ! А в реальной действительности решение о передаче прав на технологию другим Субъектом Федерации просто не принимается "соответствующими министерствами и департаментами", потому что они НЕ ИМЕЮТ ПОЛНОМОЧИЙ.

С таким "примером" трансфера в регионы столкнулись разработчики инновационной технологии "Каркасно-модульный конструктор для ИЖС". Рассмотрение этого "вопроса" передаётся "по кругу и сверху вниз" уже в течение трёх лет! А передать непосредственно "из рук в руки" эту технологию заинтересованному ВУЗу в другой регион - "исполнители не имеют права, так как эта технология создавалась с привлечением средств из госбюджета". А передать технологическую документацию (включая ноу-хау) заинтересованным зарубежным партнёрам (даже на территории СНГ) не позволяет статья 1551 "Условия экспорта единой технологии".

Наше предложение просим передать непосредственно в Правительство Российской Федерации, так как проект "Трансфер инновационной технологии "КаМКон" в реальный сектор экономики" был выполнен в полном объёме на территории Владимирской области, но должностные лица Администрации области НЕ ПРИНЯЛИ юридических действий по закреплению прав на технологию, то есть "по факту" эти права перешли под управление Правительства РФ.