Систематизация законодательства

Сроки проекта: c 7 июня по 31 декабря

Научная деятельность регулируется самими разными законодательными актами – об образовании; гражданским кодексом; трудовым кодексом; несколькими специальными законами о ведущих университетах, технико-внедренческих зонах и т.п. Зачастую это вносит сумятицу и неразбериху в правовое поле.

Следует ли некоторые из действующих норм «поднять» на уровень общего отраслевого закона о научной и научно-технической деятельности? Может быть какие-то нормы нуждаются в коррекции?

Как принять участие:

  • Ознакомьтесь с предложениями коллег
  • Оцените и прокомментируйте их
  • Опишите ваши предложения
До конца проекта осталось
20
дней
16
часов
51
минута

​Предложения по корректировке законопроекта «О науке и научно-технической деятельности в Российской Федерации»

<p>В законопроекте отсутствуют нормы, определяющие содержание государственной политики Российской Федерации в сфере научной, научно-технической деятельности, при том, что из части 1 статьи 1 законопроекта следует, что он регулирует отношения, возникающие между различными субъектами при формировании и реализации такой политики. В законопроекте не определены цели и задачи государственной политики в указанной сфере, участники и принципы такой политики, направленные в первую очередь на развитие науки.<br></p> <p>Из системного толкования положений главы 1 законопроекта усматривается, что основной целью закона является исключительно государственное регулирование научной, научно-технической деятельности, при этом цель государственного регулирования указанных видов экономической деятельности (создание условий для их развития или введение ограничений с целью обеспечения конституционно значимых интересов общества) в законопроекте не определена. </p> <p>Также в законопроекте не определена роль субъектов отношений научной, научно-технической деятельности, субъектов инфраструктуры научной, научно-технической деятельности в формировании и реализации политики в сфере научной, научно-технической деятельности.</p> <p>Понятийный аппарат законопроекта требует уточнения и дополнения. В частности, уточнения требуют включения понятия:</p> <p>«гранты». Предлагается скорректировать определение данного понятия, а также включить в законопроект статью, определяющую порядок заключения и исполнения договоров гранта. В числе получателей грантов необходимо предусмотреть индивидуальных предпринимателей, других физических лиц; <br> не ограничивать формы кооперационного объединения для получения грантов исключительно консорциумами. Существенное условие о безвозвратности передаваемых средств необходимо уточнить и обусловить его применение только в случае выполнения грантополучателями условий договоров гранта <br> о целевом использовании средств на научные, научно-технические проекты. Также необходимо определить иные условия договора гранта, обеспечивающие единообразное применение указанного института для стимулирования научно-технической деятельности, в частности, условие о возврате неиспользованных сумм гранта при наступлении определенных обстоятельств. Для обеспечения участия коммерческих организаций в стимулировании научно-технической деятельности, ограничиваемого нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (нормами о договоре дарения) целесообразно внести уточнение в части, указывающей на возможность предоставления грантов не просто юридическими лицами, но коммерческими и некоммерческими организациями;</p> <p>Необходимо детальной уточнить в законопроекте источники правового регулирования научной, научно-технической деятельности. Как следует из Конституции Российской Федерации, а также Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» вопросы науки не относятся к вопросам местного самоуправления, в связи с чем отнесение к законодательству правовых актов органов местного самоуправления представляется не основанным на нормах указанных конституционного и законодательных актов. С учетом изложенного, переоценки или внесения изменений в указанные Федеральные законы требует статья 7 законопроекта, закрепляющая права органов местного самоуправления по осуществлению мер стимулирования научной, научно-технической деятельности.</p> <p>Поскольку частью 2 статьи 3 законопроекта предусматривается приоритет нового федерального закона над другими, в составе заключительных положений законопроекта должны быть указаны федеральные законы, подлежащие приведению в соответствие с данным федеральным законом, в том числе признанию утратившими силу. Вместе с тем, указанные положения в текущей редакции законопроекта отсутствуют.</p> <p>Конкретизировать понятия о применяемые термины. Так, в ст.2 законопроекта не представлены определения научной деятельности, фундаментальных исследований, поисковых исследований, которые используют далее по тексту законопроекта.</p> <p>Конкретизировать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по стимулированию научной, научно-технической деятельности за счет средств бюджета субъекта РФ (статья 6), определив формы и виды данного стимулирования и соотнести данное полномочие с полномочием регионов по поддержке организаций, реализующих программы научно-образовательной и научно-технической направленности для детей и молодежи. Предусмотреть, что перечень, условия и порядок реализации мер стимулирования научной, научно-технической и деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации</p> <p>Предусмотреть интеграцию действующих в субъектах Российской Федерации элементов инфраструктуры научной, научно-технической деятельности в представленном законопроекте (технико-внедренческие зоны, федеральные инновационные территориальные центры).</p> <p>Уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации стратегического планирования в сфере научной и научно-технической деятельности на уровне субъекта РФ, рассмотреть вопрос о пакетном внесении изменений в Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».</p> <p>Соотнести полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по координации и организации общественного квалифицированного заказа, закрепленными (ст. 5, 6 17) Проекта, унифицировать понятийный аппарат (общественный заказ, общественный квалифицированный заказ)</p> <p>Закрепить за органами местного самоуправления (ст. 7) в качестве одного из инструментов реализации мер стимулирования научной, научно-технической деятельности полномочие по принятию муниципальных программ в области научной, научно-технической деятельности</p> <p>Скорректировать статью 7 законопроекта, предусмотрев возможность осуществлять меры в области стимулирования научной, научно-технической деятельности не только органам местного самоуправления муниципального района и городского округа, но и всем иным органам местного самоуправления</p> <p>При перечислении имущественных мер стимулирования научной, научно-технической деятельности (п.3 ч.4 статьи 9) предусмотреть в качестве одной из таких мер предоставление имущества на безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами, установить запрет изъятия имущества, предоставленного субъектам научной, научно-технической деятельности до истечения срока договора (при условии соблюдения договорных условий его использования) </p> <p>В Ст. 39. «Оценка результативности научной и научно-технической деятельности» целесообразно указать основных участников этого процесса.</p> <p>В Ст. 38. «Организация и проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов» целесообразно уточнить с учетом возможности проведения научной экспертизы на безвозмездной основе в определенных случаях. В целом считаем, что, какой бы порядок организации научной экспертизы ни был выбран, важной составляющей является качество заключения научной экспертизы. В данном случае платность экспертизы не исключает возможности ее бесплатного проведения. Между тем платная научная экспертиза де-факто не есть зависимость, в случае если финансируется исследование, а не заключается договор купли-продажи положительного вывода эксперта. В связи с этим, целесообразно статья законопроекта уточнить с учетом возможности проведения научной экспертизы на безвозмездной основе в определенных случаях.</p> В силу того, что Президент страны поставил задачу в Указе от 08 мая 2018 года № 204 о создании единого технологичного цикла, целесообразно вернуться к включению в законопроект инновационной деятельности и искусственно не разделять ее с более ранними стадиями исследований.
1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны