Формы и практики научной деятельности

Сроки проекта: c 7 июня по 7 сентября

Научная деятельность, как деятельность обеспечивающая поиск и получение новых знаний, становится всё более разнообразной. Она проникает в самые разные сферы – в образование, в производство, в бизнес, в безопасность, в культуру, в спорт, в социальную сферу в целом и затрагивает различные стороны общественной жизни.

Какие наиболее значимые современные и будущие организационные формы и практики научной деятельности должны найти отражение на уровне федерального законодательства, как стратегически сформулировать взаимоотношения и взаимную ответственность между государством и научным сообществом?

Как принять участие:

– Ознакомьтесь с предложениями коллег

– Оцените и прокомментируйте их

– Опишите ваши предложения

До конца проекта осталось
16
дней
5
часов
13
минут
22 предложения
Показывать

Статья 31 дополнить п.1 подпунктом

1.2. Рекомендовать властям соответствующих уровней, муниципальным органам власти России безусловно содействовать и не препятствовать конкретным учёным работающим в области точных наук: физика, прикладная и теоретическая математика (учёным, имеющим соответствующую репутацию в это области) в организации по их личной инициативе их собственной неформальной научной и образовательной работы с заинтересованным населением и молодёжью в России. Порядок реализации мер содействия и порядок контроля за воспрепятствованием конкретным учёным работающим в области точных наук: физика, прикладная и теоретическая математика (учёным, имеющим соответствующую репутацию в это области) в организации по их личной инициативе их собственной неформальной научной и образовательной работы с заинтересованным населением и молодёжью в России определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 31 дополнить п.1 подпунктом

<p>1.1.</p>Установить льготы (коммунальные, налоговые) ученым, работающим в области точных наук: физика, прикладная и теоретическая математика (учёным, имеющим соответствующую репутацию в это области), которые облегчают создание по их личной инициативе и функционирование под их личным контролем их собственных неформальных лабораторий, библиотек, мастерских, студий, кружков, секций и пр. для проведения и поддержки их собственной научной и образовательной деятельности в России. Порядок реализации льгот ученым, работающим в области точных наук: физика, прикладная и теоретическая математика (учёным, имеющим соответствующую репутацию в это области) определяется Правительством Российской Федерации.

Ст 11.

"Центром коллективного пользования научным и (или) технологическим оборудованием является структурное подразделение (совокупность структурных подразделений), которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированными работниками и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок."

Коллективное пользование подразумевает совместное использование научной инфраструктуры в т.ч. и третьими лицами а не коллективную оплату работы лицам пролоббировавшим приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб остальным лабораториям НИИ.

Следует добавить - в том числе безвозмездное самостоятельное использование оборудования третьими лицами обладающими необходимой квалификацией и являющихся сотрудниками государственных или муниципальных научно-образовательных учреждений.

ЦКП не готовые к такому виду деятельности должны утратить свой статус

Ст. 14. Интеграция научной и образовательной деятельности и производства

Ч. 1: "Привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников" является не целью (как в законопроекте), а одним из механизмов (способов) осуществления интеграции науки и образования.

Ч. 2: "Целью интеграции научной деятельности и производства является обеспечение использования новых знаний, достижений науки и техники в производстве" - т.е. цель интеграции здесь - просто использование знаний и т.д. в производстве??? А ЗАЧЕМ??? Вот это и должна быть цель. А использование и т.д. - это, опять же, просто средство, способ реализации процесса интеграции (в данном случае - науки и производства).
Ч. 3: "Интеграция научной, образовательной деятельности и производства может осуществляться в следующих формах: 1) проведения научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения" - очень странный пункт. Какова связь между (а) грантами и (б) интеграцией науки с образованием и производством?.. Грант - не форма, а просто механизм поддержки, и не только того, о чем говорится в статье, а вообще - чего угодно.

Статья 39. Оценка результативности научной и научно-технической деятельности

Первый вариант кажется более правильным.

Статья 33. Общественные объединения научных работников.

1. К общественным объединениям научных работников относятся общественные академии наук, научные коллективы.

А профсоюзы им нельзя создавать?..

Если имеются в виду именно объединения, ставящие своей целью научную деятельность, это надо как-то четко определить.

Но даже в этом случае только 2 вида общественных объединений науч. работников кажется мало.

Идея регламентировать деятельность науч. коллектива (заключение договора, в котором должно быть прописано то-то и то-то) тоже смущает. Там конечно говорится, что "может создаваться в соответствии с договором", но эта возможность, будучи упомянутой в законе, явно станет обязательной практикой. Надо ли это?..

Ст. 29. Ученые

2. Ученый имеет право: 1) на свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок

1) Безграмотная фраза.

2) Творчество по определению является свободным, зачем об этом говорить?.. Выглядит, как риторическая привеска. Но это - закон, тут такие фигуры речи неуместны.

По поводу научных организаций (ст. 20)

Вузы попадают в категорию научных организаций? Или нет? Из данной редакции статьи это совсем не ясно. Если да, то возникает противоречие, т.к. вузы - это ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ учреждения. Если нет (а судя по контексту - нет), то странно, т.к. вузы - ключевой игрок в сфере НИР.

Это надо оговорить, чтобы не возникало неясности. Закон не должен допускать двояких или неоднозначных трактовок.

Ст. 11. Инфраструктура научной деятельности

1) научное и (или) технологическое оборудование; 2) центры коллективного пользования научным оборудованием; 3) научные коллекции; 4) уникальные научные установки; 5) уникальные научные установки международного класса.

Перечень элементов научной инфраструктуры (НИ) получается очень ограниченный. То, что традиционно включалось в понятие НИ, здесь не упомянуто: научные лаборатории, НИИ и т.п. Если это сделано сознательно, то многие вузы ставятся в положение, при котором у них ВООБЩЕ не будет (в соответствии с данным законом) никакой научной инфраструктуры.

Статья 13. Инновационная деятельность в научной и научно-технической сфере

1. Инновационная деятельность в научной и научно-технической сфере подразумевает под собой деятельность, направленную создание нового или значительно улучшенного продукта, товара или услуги (инноваций).<p>Нужно уточнить, что не всякий новый или значительно улучшенный продукт является инновационным, а только тот, чья новизна или "значительная улучшенность" являются результатом практического применения результатов <strong>научной (науч.-тех.)</strong> деятельности. Иначе слово инновации, как и многие другие, тоже обесценится (уже обесценивается).</p>