Формы и практики научной деятельности

Сроки проекта: c 7 июня по 31 декабря

Научная деятельность, как деятельность обеспечивающая поиск и получение новых знаний, становится всё более разнообразной. Она проникает в самые разные сферы – в образование, в производство, в бизнес, в безопасность, в культуру, в спорт, в социальную сферу в целом и затрагивает различные стороны общественной жизни.

Какие наиболее значимые современные и будущие организационные формы и практики научной деятельности должны найти отражение на уровне федерального законодательства, как стратегически сформулировать взаимоотношения и взаимную ответственность между государством и научным сообществом?

Как принять участие:

– Ознакомьтесь с предложениями коллег

– Оцените и прокомментируйте их

– Опишите ваши предложения

До конца проекта осталось
19
дней
13
часов
55
минут
44 предложения
Показывать

Научная деятельность студентов

В последнее время значительно возрос интерес к научной деятельности студентов. Так как она является интеллектуальной, творческой деятельностью, с целью получения новых знаний, умений, навыков. Это один из путей повышения качества обучения и воспитания специалистов, способных критически осмысливать мир.

О введении должности почетного профессора.

Уважаемые коллеги!


Была замечена тенденция, что с возрастом профессора перестают читать лекции, уходят с должности и продолжают заниматься наукой, в том числе оставаясь начальниками лабораторий.


Возможно, что это также может быть связано с требованием выполнять показатели по количеству статей в определенный период времени определенного качества.


Итогом такого процесса в реальности также является сокращение количества диссертационных советов из-за уменьшения количества профессоров.


Например, в Италии есть должность Senior professor. В данном случае выдающийся профессор, когда он достигает почетного возраста, не читает лекции и не получает зарплату, однако он может продолжать заниматься наукой.


Насколько я знаю, в России, например, могут выдавать ордена [1]. Поэтому почему бы не ввести должность почетного профессора, которая позволяла бы сохранять диссертационные советы, аккумулировать опыт и сохранять преемственность поколений? Почему, пример, заведующие лабораториями, заведующие отделами, руководители отделений и директора институтов и предприятий не могут быть почетными профессорами, ведь они также представляют российскую науку на международном уровне?



Литература:

  1. Награждение академика Ю.Ц. Оганесяна орденом «За заслуги перед МИФИ»! [Электронный ресурс] URL: https://femtomir.mephi.ru/blogdetails.php?id=14 (дата обращения: 22.11.2019).

Независимый исследователь

Считаю, что данный проект не согласуется с Национальным проектом "Наука" и Национальным проектом "Образование".

Научный интерес формируется в школе

Многие считают, что научная деятельность в средних общеобразовательных учреждениях существовать не может. Законодательством не регулируется научная школьная деятельность. При этом очевидно, что познавательный интерес и исследовательские навыки формируются еще в школе. Стандарты образования предполагают, что школа должна обеспечить всестороннее развитие ребенка, в том числе формирование познавательного интереса. Один из путей достижения данной задачи - вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность. Для организации научной деятельности в школах требуется законодательно определить основы, принципы и правила осуществления научной деятельности в школах.


Замечания (Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова):

Замечания к проекту Федерального закона о научной и научно-технической деятельности (Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова):

1. Анализ терминологического аппарата закона, представленного в статье позволяет изложить ряд замечаний. Как указывал видный философ XX века, тавтологияявляется логической ошибкой, разновидностью порочного круга. «Тавтология не является образом действительности, логическое произведение тавтологии и предложения говорит то же, что и само предложение». Однако законодатель в ряде случаев не учёл приведенных положений логики и допустил нарушения правил юридической техники: «научно-экспертная деятельность – научная и (или) научно-техническая деятельность, связанная с проведением исследований, анализа и оценки объектов экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки и (или) техники, итогом которой является подготовка экспертного заключения» (Статья 2); «Научной деятельностью является деятельность, направленная на получение и (или) применение новых знаний, которые способствуют технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию общества» и так далее.

2.На основании статей 29,30 невозможно уяснить разницу между ученым и научным работником. Статья 31 в части перечисления прав научных работников дублирует существующие гражданско-правовые нормы и представляет пример избыточного правового регулирования.

3. Статья 35 «Подготовка научных кадров в докторантур» не имеет регулятивного значения и содержит лишь отсылку к соответствующему Постановлению Правительства РФ, то же относится и к статье 37.

4. Статья 39 Должна включать четкие критерии результативности научной и научно-технической деятельности.

Независимый исследователь

Предлагаю в рамках будущего закона о научной деятельности сформулировать положения о месте и правах независимого исследователя в российской науке, позволяющие трудиться над получением новых знаний в научной среде беспрепятственно. Сформулировать положения о возможном финансировании перспективных научных проектов независимых исследователей, уровнять их в правах с институциональным научным сообществом. Такая форма научной деятельности имеет большой потенциал и используется в развитых странах. Институт независимых исследователей в научно значимых для всего мира государствах трудится на благо развития науки наравне с остепененными учеными и научными организациями не менее эффективно.

Коллективное предложение от Уральского государственного педагогического университета

1. Законопроект не определяет статус образовательной организации.

2. Складывается впечатление, что образовательная организация не сможет от своего имени принимать участие в конкурсах грантов, открывать научные лаборатории.

3. Считаем необходимым добавить пункт о системе подготовки научно-педагогических кадров, в которой образовательная организация играет ведущую роль.

4. Отсутствует понятие научно-исследовательская деятельность.

5. Научная деятельность сводится только к прикладным исследованиям, что значительно ограничивает возможности представителей гуманитарных наук.

6. Считаем, что данный проект не согласуется с Национальным проектом "Наука" и Национальным проектом "Образование".

7. Необходимо внести четкие требования к ученым званиям и степеням.

8. Не согласны с тем, что академия наук сможет проводить мониторинг.

9. Образовательная организация отсутствует в пункте о субъектах научной деятельности, но оценка ее результативности предполагается.

10. Считаем, что в таком варианте проект не может быть принят. Предлагаем после обсуждения и внесения изменений инициировать второй этап обсуждений

Научно-просветительская деятельность ученых

Научная общественность коллективов институтов РАН и Минобрнауки с удивлением восприняла последнюю версию проекта закона о науке. В ней говорится о научной и научно-технической деятельности и практически ликвидировано такое понятие, как научно-просветительская деятельность ученых и совершенно отсутствует важнейшее понятие как популяризация научных результатов. В тоже время во всех институтах РАН научно-просветительская работа активно проводится многие годы, что привлекает молодых специалистов к научной работе именно в институтах РФ, а не за рубежом. Группа ученых нашего института представляет новейшие научные работы на Международных выставках и форумах. Посетители таких выставок, как "Архимед", "БиоТехПром", "Химия" , "Фестиваль науки" активно интересуются результатами научной деятельности, что особенно важно для нашей молодежи. Посещая выставки они могут узнать историю научных организаций, над чем работают научные коллективы в настоящее время, посетить семинары и круглые столы. Поэтому считаю совершенно необходимым вернуть статьи о научно-просветительской работе ученых в последнюю версию "Закона о науке" из предыдущей редакции проекта закона.

Создание филиалов кафедр

Предусмотреть в Законе создание филиалов кафедр юридических факультетов в Арбитражных судах и судах общей юрисдикции для качественной подготовки студентов и аспирантов, а также научно-педагогических работников профильных специальностей для совместной научно-исследовательской деятельности.

Обязанности ученого

<p>Подпункт 1 пункта 3 статьи 29 :"3. Ученый при осуществлении научной и (или) научно-технической деятельности обязан:</p><p>1) соблюдать научную этику, не наносить вреда здоровью человека, его жизни, окружающей среде, интересам государства и общества;" дать в следующей редакции:<br></p>1) соблюдать научную этику, не наносить вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, интересам личности, общества, государства и мирового сообщества;