Интеграция науки, образования и экономики

Сроки проекта: c 7 июня по 31 декабря

Учёные нужны в самых разных организациях. Научная деятельность зачастую невозможна без преподавательской. Эксперты настаивают на связи исследовательской и инновационной деятельности. Нам нужно делать ставку на создание поколения творцов, на кадры, обладающие набором высочайших компетенций, на междисциплинарный уклад исследований.

Что следует зафиксировать на уровне федерального законодательства, обеспечивая наиболее продуктивный характер исследовательской деятельности в самых разных сферах общественной и экономической жизни Российской Федерации?

Как принять участие:

– Ознакомьтесь с предложениями коллег

– Оцените и прокомментируйте их

– Опишите ваши предложения

До конца проекта осталось
78
дней
5
часов
26
минут
19 предложений
Показывать

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С КОМПАНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Необходимо создать инфраструктуру, объединяющую ресурсы вузов, компаний и предприятий, обеспечивающей разработку и внедрение новых наукоёмких технологий и решений.

Основные направления взаимодействия вузов, компаний и государственных предприятий:

1) Взаимодействие с вузом позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в направления специализации свои технологические платформы, активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.

2) Взаимодействие вузов с компаниями, гос. предприятиями при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам компаний, предприятий и в сотрудничестве с ними.

Передать экспертные функции сотрудникам Министерства науки и высшей школы

Экспертные функции в настоящее время возлагаются на Академию наук. Однако Академия наук, несмотря на высокий уровень многих её членов, не имеет необходимых ресурсов для выполнения экспертных функций. Их необходимо передать сотрудникам Министерства науки и высшей школы, освободив Академию наук для выполнения такой важной функции, как интеграция науки, образования и бизнеса и координации внедренческо-прикладной деятельности, чтобы российские научные разработки находили своё воплощение в российском производстве.

Оптимизация сети академических институтов гуманитарного профиля

В настоящее время система академических институтов гуманитарного профиля достаточно громоздка и архаична. Гуманитарная наука стремительно развивается, и, в отличие от физико-математических и естественно-научных дисциплин она не требует лабораторной базы и экспериментальных установок. Всё это позволяет оптимизировать сеть академических институтов, передав значительную часть исследовательской работы в вузы. В качестве пилотного проекта можно выбрать один из городов, где есть такая сеть и университет, например, Новосибирск. Программу оптимизации разработать Министерству науки и высшего образования, обсудив её с экспертами, научной и педагогической общественностью.

Субъекты научной, научно-технической деятельности

В проекте Закона достаточно подробно описаны участники научной и научно-технической деятельности, преимущественно - научные организации. В то же время, ряд вузов ведут научные исследования, имеют в своем штате научных работников, осуществляют подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре, имеют ряд подтвержденных значимых результатов научной деятельности, таких как статьи, монографии, патенты. Многие из научных результатов внедрены на предприятиях, т.е. имеют высокую актуальность, значимость и инновационный результат. В отношении ряда вузов установлена категория "национальный ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ университет".

Предлагается в рассматриваемом Законе предусмотреть в числе субъектов научной и научно-технической деятельности высшие учебные заведения.

P.S. С учетом данного предложения потребуется изменение ряда формулировок в Законе - от основных понятий (статья 2, п.5) и до изменения структуры Закона. Так например, потребуется либо переработать, начиная с названия, Главу 3, которая в настоящий момент изложена в отношении только научной организации (отнесение к которой вузов по тексту не предполагалось), либо добавить аналогичные главы в отношении других субъектов.

Совершенствование процесса высшего образования созданием двухступенчатого уровня специализации основных предметных дисциплин

Для обеспечения эффективности подготовки специалистов высшего качества в сфере прикладных специальностей при обучении в ВУЗах необходимо, наряду с внедряемыми формами проектного обучения, ввести как первым этапом базовую подготовку обучающихся по основным техническим и общеобразовательным дисциплинам с привлечением штатных работников (преподавателей ВУЗов), а для развития у студентов и аспирантов современных технологических и конструкторских знаний по отраслям, привлечение на завершающих этапах обучения специализированным дисциплинам привлечение преподавателей из действующих предприятий, практически владеющих этими современными технологиями. Возможно привлечение зарубежных специалистов на конкретные специальности.

Включить в закон инновационную деятельность, более корректно сформулировав соответствующие статьи предыдущего законопроекта, представленного Минобрнауки РФ 28.03.2018.

Предыдущий законопроект имел название «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»

Инновационная деятельность полностью исключена из настоящего законопроекта, хотя в ст. 2.5. дано определение с её упоминанием: «субъект научной, научно-технической деятельности – научные работники и ученые; организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность».

Обоснование:

1. Инновационная деятельность направлена на реализацию, использование, внедрение результатов научной и научно-технической деятельности в реальную жизнь общества: социальную и экономическую сферы.

2. Инновационная деятельность радикально отличается от научной и научно-технической деятельности по своим целям, субъектам, объектам, методам и продуктам труда.

3. Особого внимания (и управления) требует переход от научной и научно-технической деятельности к инновационной деятельности, при этом совершенно меняются общие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль и пр.;

4. Только в результате инновационной деятельности можно определить экономическую, социальную, экологическую, организационную, технологическую и пр. составляющие эффективности результата научного и научно-технического труда.

Интеграция науки, образования и экономики в капиталистическом государстве- возможно ли?

Безусловно хочется дать положительный ответ на поставленный вопрос.

Цель- получение прибыли от такой интеграции всеми участниками.

Слова "образование" и "наука" я бы переставил и цепочка выглядит так - "образование-наука-экономика".

"Образование" не имеет прибыли, а финансируется в основном из бюджета и причём федерального. Причём по разному для разных регионов. Педагог и учёный в Москве, Санкт-Петербурге и, например, во Пскове- это разные люди с точки зрения экономической категории "оплата труда" (в отличии от ЕТС в социалистическом государстве-СССР). Наука на региональном уровне в производственной сфере в основном или отсутствует или является вузовской. Экономика -получает прибыль, отчисляет налоги и они поступают на образование. Цепочка замыкается....

Капиталисту не выгодно вкладывать в образование и минимизировать прибыль, он эти функции передал государству.

Для того чтобы интеграция действительно состоялась необходимо цепочку перевернуть "Экономика-образование-наука и снова, экономика! Но как?


Активизация научной и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава ВУЗов

ВУЗовская наука является важнейшим элементом научного прогресса страны. Ее значение не только в продукции "новых знаний", но и в передаче интереса к научной деятельности новому поколению. Вместе с тем, серьезно заниматься наукой, отрабатывая на ставку ППС 800-900 часов аудиторной нагрузки на ставку, невозможно. Уйти на меньшую долю ставки означает существенное снижение дохода, граничащее с невозможностью выживания. Предлагаю законодательно закрепить снижение аудиторной нагрузки на 1 ставку для ППС, выполняющих плановые НИР (диссертационные, комплексные и.т.д., внесенные в систему ЕГИСУ) на 25-30%.

Продуктивность научной деятельности педагогического работника образовательной организации высшего образования

Продуктивность научной деятельности педагогического работника образовательной организации высшего образования во многом зависит от выделения в бюджете его рабочего времени времени для занятий наукой. Предлагаю законодательно закрепить минимальный ориентир - 25% бюджета рабочего времени - для планирования научной деятельности преподавателя вуза.

Главным интегратором науки, образования и экономики должна стать Академия наук

В РФ накоплен огромный опыт по интеграции науки и образования, значительно меньший опыт имеется по интеграции их с экономикой. Не секрет, что в некоторых вузах преподают такую архаику, которая имеет отношение разве что к экономике середины ХХ века, если не раньше. Понятно, что специалист с такими знаниями будет востребован разве что в сфере изучения истории науки и техники. Поэтому 1) необходимо провести мониторинг того, как увязаны наука, образование и экономика в разных регионах РФ 2) определить, как увязать прорывные научные направления с образованием и экономикой. Наилучшим координатором может выступить Академия наук, которая обладает необходимыми компетенциями в сфере современной российской науки.