Второй этап: доработка анкеты самооценки

Сроки проекта: c 20 декабря по 1 января

Анкета самооценки - один из инструментов для оценки педагогов в соответствии с моделью педагогических компетенций. С помощью Анкеты педагог сам сможет оценить, насколько он соответствует базовым компетенциям.

Перед началом работы в Проекте предлагаем вам пройти Анкету, что сделает вашу работу в Проекте более продуктивной. Для перехода к форме заполнения Анкеты нажмите кнопку "Пройти Анкету самооценки".

По завершении Проекта Вам придут на email Ваши результаты в сравнении с общей статистикой ответов по каждому вопросу.

Пройти Анкету самооценки


Инструкция по работе в Проекте:

  • Проголосуйте за вопросы Анкеты, которые, по вашему мнению, следует учесть в итоговом варианте. Для этого в карточке вопроса нажмите кнопку "Нравится".
  • Предлагайте свои доработки вопросов по выделенным направлениям. Для этого в карточке вопроса нажмите кнопку "Доработать" и следуйте инструкциям.
  • Если вы считаете, что необходимо дополнить Анкету новым вопросом - опубликуйте его. Для этого нажмите кнопку "Предложить вопрос" и следуйте подсказкам в форме создания вопроса.
Внимание! Одна доработка может соответствовать только одному направлению - множественный выбор направлений не доступен.

"Усилия на ложном пути множат заблуждения" Ф.Бекон

Коллеги!

21 февраля 2018 года организаторы обсуждения обратились к участникам проекта:

"Участники проекта «Анкета самооценки педагога» предложили новые направления для проверки компетенций учителя:

умение управлять своим временем,

классное руководство,

способы оценивания учебных достижений учеников,

избавление от тревожности учеников,

применение современных философских концепций в образовании.

Расскажите о своем мнении по данным направлениям и темам вопросов, обзор которых мы делали ранее. Важно не только отобрать вопросы, но и определить объективные ответы на них."

Несколько вопросов на уточнение.

1. Что такое "...новые направления для проверки компетенций учителя"?

Компетенции - это производственные (ст. 28 273-ФЗ Компетенции... образовательной организации)/трудовые (ст. 48 Обязанности и права педагогических работников) функции учителей (преподавателей в обучении, воспитателей в воспитании).

Основные трудовыми функциями преподавателя (физики, химии, ИЗо и т.д.):

1. Формирование учебного материала (определенные объём, сложность, направленность, практическая насыщенность, эмоциональная насыщенность и т.п.) на основе содержания обучения, представленного в учебных программах и учебниках.

2. Представление учебного материала для его предъявления учащимся (например, опорные листы В.Ф. Шаталова, фреймы, эйдос-конспекты и т.п.).

3. Организация обучение как единство преподавания и учения.

4. Предъявление учебного материала учащимся.

5. Воспитание в процессе обучения.

6. Регулирование хода обучения и уровня усвоения учебного материала учащимися (контроль, анализ, оценка, коррекция).

7. Учёт хода обучения и уровня усвоения учебного материала учащимися.

8. Отчётность о ходе и результатах обучения.

Преподаватель, будучи компетентным (знающим, умелым), реализует предписанные ему компетенции, имея полномочия (права и обязанности).

Качество реализации компетенций (трудовых функций) у разных преподавателей различно. Согласно стандартам управления качеством ИСО-9000 «Качество это степень соответствия присущих характеристик продукции/услуги установленным требованиям. Пока не установлены требования (регламент, стандарт), например, к формированию учебного материала, как конкретизации обучения с учётом условий, оценивать (проводить самооценку) НЕВОЗМОЖНО.

Для оценки качества реализации компетенций (трудовых функций) необходимы не «новые направления», а НОРМЫ реализации установленных, в том числе ст. 48 273-ФЗ, компетенций.

Рассмотрим предлагаемые «новые направления для проверки компетенций».

1) «умение управлять своим временем» является элементом компетентности, но не компетенцией (трудовой функцией). Управлять временем, т.е. планировать его, вести хронометраж и т.п. необходимо при реализации любой из 1-7 компетенций. Управление временем – можно интерпретировать как право и обязанность преподавателя (например, вовремя начинать занятия).

2) «классное руководство» - это расширение зоны труда преподавателя и к его прямым компетенциям не имеет прямого отношения.

3) «способы оценивания учебных достижений учеников», а способы формирования учебного материала с учётом инклюзии, а способы представления учебного материала с учётом изменения восприятия и внимания современных учащихся, а способы организации обучения, а способы предъявления (демонстрации, описания, объяснения, совместного делания), а способы регулирования хода обучения и т.д. и т.п. Способ = средство + метод его применения. Способы надо знать и уметь их применять, то есть способы относятся к компетентности. Одну и туже работу можно делать разными способами. Например, решать задача, разрабатывать модель компетенций преподавателя/воспитателя, проводить экспертизу анкеты самооценки учителя.

4) «избавление от тревожности учеников», излишних притязаний, профилактика курения, алкоголизма, наркомании, правонарушений и т.п. можно рассматривать как элемент компетенции №5 «Воспитание в процессе обучения».

5) «применение современных философских концепций в образовании». Это элемент компетентности. Он важен не для учителя (преподавателя, воспитателя), а для педагога-учёного, занимающегося разработкой ФГОС, технологий, методик.

2. Что значит «рассказать о своём мнении». Не высказать своё мнение, а рассказать о нём (сколько в нём предложений, какова основная мысль)?

3. Что такое «темы вопросов», по которым надо «рассказать своё мнение»?

Ф. Бекон писал: «Самое страшное изобретение человечества – книга» (ибо дурь многократно умножена быть может).

Бедный Бекон… он не ведал интернета и современных форм ведения разработок в области педагогики.

Проверяемая компетенция

27. Связь с реальностью