Опишите новую проблемную область

Сроки проекта: c 9 октября по 9 января

Мы пропустили какую-то проблемную зону?

Заполните этот пробел и предложите ее к рассмотрению, опишите свой вариант ее регулирования.

Как принять участие:

  • Ознакомьтесь с опубликованными проблемными зонами в области этики для исследователей образования
  • Оцените и прокомментируйте проблемные области, предложенные другими участниками

Свобода научного творчества

Нередко исследователь находится под административным или психологическим давлением со стороны внешних акторов в том, что касается выбора темы, предмета исследования, методов, интерпретации результатов и выводов и пр. Исследователь может столкнуться с тем, что в угоду идеологическим, политическим, корпоративным и иным интересам его заставляют определенным образом интерпретировать результаты или "не делать" нежелательных выводов. Исследователь в определенных обстоятельствах иногда вынужден не высказываться критически об идеях или теориях, высказанных авторитетными учеными или обладающих высоким социальных статусом, поскольку находится в зависимости от них (административно, материально и др.).

Этический кодекс должен давать исследователю право самостоятельно определять предмет научного исследования, методологию исследования, интерпретировать результаты и делать выводы; предусматривать как этическую норму отказ от использования научного исследования в качестве инструмента пропаганды идеологий, политических и религиозных взглядов, а также корпоративных интересов, противоречащих требованиям научной объективности; декларировать возможность высказывать критические оценки в отношении научных идей и исследований ученых, независимо от их авторитета, социального статуса и заслуг.

Опишите типовые примеры проблемной зоны

Например, заказчиком исследования выступает государственная структура, которая неявно заинтересована в определенных результатах. Проведенное исследование опровергает утверждения чиновников о высокой эффективности предпринимаемых ими мер и может привести к репутационным и финансовым потерям. В этих условиях высока вероятность административного и финансового давления на исследователя.

Например, соискателю ученой степени предстоит защита диссертации, в которой опровергаются концептуальные положения одного из уважаемых членов диссертационного совета, который может повлиять на итоги защиты диссертации.