География (4 год OOO)

Сроки проекта: c 20 декабря по 20 января

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "География" для 4 года обучения на уровне основного общего образования.

Как принять участие:

  1. Оцените предложенные формулировки тем
  2. Если формулировки тем вас не устраивают - предложите собственные
  3. Оцените формулировки тем, предложенные другими

Документ целиком

Тема 1. Территория России на карте мира

Тема 2. Общая характеристика природы России

Тема 3. Природно-территориальные комплексы России

Тема 4. Население России

4 формулировки
Показывать

Тема 1. Территория России на карте мира

Результаты:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: государственная граница и территория России, территориальные воды; исключительная экономическая зона, континентальный шельф России; страны – соседи России, географическое положение, местное, поясное и зональное время; федеративное устройство, субъекты Российской Федерации, федеральные округа, районирование, макрорегионы России;
  • использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне России, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
  • характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России, находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определить вклад российских ученых и путешественников в освоение страны и развитие знаний о Земле.


Тема 2. Общая характеристика природы России

Результаты:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: основные тектонические структуры на территории России, области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, основные формы рельефа; древнее и современное оледенение, работа текучих вод, ветра, моря и их влияние на формирование рельефа России, антропогенные формы рельефа, минеральные ресурсы
  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст пород, слагающих территорию.
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: солнечная радиация и её виды, радиационный баланс, влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат, циркуляция воздушных масс на территории России, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испаряемость, коэффициент увлажнения, способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны, агроклиматические ресурсы, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, карты погоды, климатические изменения на территории России; водные ресурсы; приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; водные ресурсы;
  • классифицировать типы климатов России.
  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических опасных природных явлений на территории страны, описывать погоду территории по карте погоды;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: факторы почвообразования почв, основные зональные типы почв, почвенные ресурсы России, изменение почв в ходе их хозяйственного использования, меры по сохранению плодородия почв – мелиорация земель (борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений);
  • классифицировать типы почв.


Тема 3. Природно-территориальные комплексы России

Результаты:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: природно-хозяйственные зоны России, прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России; высотная поясность в различных горах на территории России, рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России (заповедники, заказники, национальные парки, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО);
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: природные условия и природные ресурсы;
  • классифицировать природные ресурсы;
  • оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и ее отдельных регионов;
  • распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды
  • формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом;
  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения России на особенности природы жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов;
  • оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и ее отдельных регионов, в том числе преимущества географического положения своей местности для увеличения доходов семьи.
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: природно-хозяйственные зоны России, прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России; высотная поясность в различных горах на территории России, рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России (заповедники, заказники, национальные парки, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО);
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: природные условия и природные ресурсы;
  • классифицировать природные ресурсы;
  • оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и ее отдельных регионов;
  • распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды
  • формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом;
  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения России на особенности природы жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов;
  • оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и ее отдельных регионов, в том числе преимущества географического положения своей местности для увеличения доходов семьи.


Тема 4. Население России

Результаты:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: рождаемость, смертность и естественный прирост, половой и возрастной состав и структура населения Российской Федерации, половозрастные пирамиды, Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, трудовые ресурсы, размещение населения, основная полоса (зона) расселения, городское и сельское население, виды городских и сельских населенных пунктов, урбанизация в России, крупнейшие города и городские агломерации, функции городов России, монофункциональные города; виды миграций (внешние и внутренние, эмиграция и иммиграция), миграционный прирост, причины миграций и основные направления миграционных потоков в России;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • сравнивать города России по численности населения, отдельные территории страны по плотности населения;
  • распознавать показатели, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов страны (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост);
  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям.