Физика (1 год OOO)

Сроки проекта: c 20 декабря по 20 января

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "Физика" для 1 года обучения на уровне основного общего образования.

Как принять участие:

  1. Оцените предложенные формулировки тем
  2. Если формулировки тем вас не устраивают - предложите собственные
  3. Оцените формулировки тем, предложенные другими

Документ целиком

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы

Тема 2. Строение вещества

Тема 3. Механическое движение. Силы

Тема 4. Давление

Тема 5. Работа. Мощность. Энергия

5 формулировок
Показывать

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы

Результаты:

  • характеризовать понятия: физические и химические явления; физические величины, единицы физических величин и приборы для их измерения;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки;
  • проводить прямые измерения расстояния, времени, объёма и температуры с использованием аналоговых приборов; записывать показания приборов с учетом заданной абсолютной погрешности измерений.

Тема 2. Строение вещества

Результаты:

  • характеризовать понятия (молекула, агрегатные состояния вещества);
  • различать явления (смачивание, капиллярные явления, диффузия; тепловое движение частиц вещества) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе поверхностные и капиллярные явления в природе), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма и температуры): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Тема 3. Механическое движение. Силы

Результаты:

  • характеризовать понятия: относительность механического движения, тело отсчета, виды механического движения, траектория, прямолинейное движение;
  • различать явления: равномерное движение; неравномерное движение по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя изученные физические величины (время, путь, средняя скорость); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • решать расчетные задачи в 1-2 действия по теме «Механическое движение», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач;
  • проводить прямые измерения расстояния, времени с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учетом заданной абсолютной погрешности измерений;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движение тел;
  • различать явления: инерция, взаимодействие тел по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя изученные физические величины (масса, объём, плотность вещества); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • решать расчетные задачи в 1-2 действия по теме «Взаимодействие тел», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач;
  • проводить прямые измерения массы тела с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учетом заданной абсолютной погрешности измерений;
  • проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела);
  • характеризовать понятия: виды деформации, виды трения;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе физические явления в природе: действие силы трения в природе и технике;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя изученные физические величины (сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя сложение сил (вдоль одной прямой); закон Гука, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
  • решать расчетные задачи в 1-2 действия по теме «Силы», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач;
  • проводить прямые измерения силы с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учетом заданной абсолютной погрешности измерений;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: силы трения скольжения от силы нормального давления, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины.

Тема 4. Давление

Результаты:

  • различать явления передачи давления твёрдыми телами, жидкостями и газами по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки (в том числе физические явления в природе: водяные ключи и устройство артезианских скважин);
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (давление твердого тела, давление столба жидкости); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Паскаля; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
  • объяснять физические процессы и свойства тел; решать расчетные задачи в 1-2 действия по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты, находить справочные данные, необходимые для решения задач;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (устройство водопровода, гидравлический пресс), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы, закономерности;
  • различать явление атмосферного давления по описанию его характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: влияние атмосферного давления на живой организм);
  • описывать изученные свойства тел, используя физические величины (вес тела); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • объяснять физические процессы и свойства тел; решать расчетные задачи в 1-2 действия по теме «Атмосферное давление», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты, находить справочные данные, необходимые для решения задач;
  • проводить косвенные измерения физических величин (давление воздуха);
  • указывать принципы действия приборов и технических устройств: барометр, манометр;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (манометр, высотомер, поршневой насос), используя знания о свойствах физических явлений, физические законы и закономерности;
  • различать явление (плавание тел) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать появление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: плавание рыб);
  • описывать изученные свойства тел, используя физические величины (выталкивающая сила); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Архимеда; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
  • решать расчетные задачи в 1-2 действия по теме «Сила Архимеда», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты, находить справочные данные, необходимые для решения задач;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (выталкивающей силы от объема погруженной части тела и от плотности жидкости, ее независимости от плотности тела, глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел);
  • проводить косвенные измерения физических величин (выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело);
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (ареометр), используя знания о свойствах физических явлений, физические законы и закономерности.

Тема 5. Работа. Мощность. Энергия

Результаты:

  • различать явления (равновесие твёрдых тел, имеющих закреплённую ось вращения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки (в том числе физические явления в природе: рычаги в теле человека);
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя изученные физические величины (плечо силы, момент силы); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • объяснять физические процессы и свойства тел по теме «Простые механизмы»: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
  • решать расчетные задачи в 1–2 действия по теме «Простые механизмы», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правило равновесия рычага (блока), при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
  • проводить прямые измерения расстояния, массы тела и силы с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учетом заданной абсолютной погрешности измерений;
  • проводить исследование условия равновесия рычага и блоков с использованием прямых измерений;
  • указывать принципы действия приборов и технических устройств: рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя изученные физические величины (механическая работа, мощность, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
  • объяснять физические процессы и свойства тел по теме «Работа. Мощность. Энергия»: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
  • решать расчетные задачи в 1–2 действия по теме «Работа. Мощность. Энергия», используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты;
  • проводить косвенные измерения физических величин (коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение величины.