Физика (3 год OOO)

Сроки проекта: c 20 декабря по 20 января

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "Физика" для 3 года обучения на уровне основного общего образования.

Как принять участие:

  1. Оцените предложенные формулировки тем
  2. Если формулировки тем вас не устраивают - предложите собственные
  3. Оцените формулировки тем, предложенные другими

Документ целиком

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Тема 3. Электромагнитные колебания и волны

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

4 формулировки
Показывать

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел

Результаты:

  • использовать понятия (система отсчёта, относительность механического движения);
  • различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение, угловая скорость, перемещение, пройденный путь и скорость при криволинейном движении); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении): планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности результатов косвенных измерений;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорения свободного падения, вес тела, центр тяжести твёрдого тела); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело;
  • использовать понятия (невесомость и перегрузки);
  • различать явления (свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, равновесие материальной точки) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, течение воды в реках и каналах), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • различать явления (реактивное движение) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: реактивное движение живых организмов), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (импульс тела, импульс силы); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Бернулли, закон сохранения импульса; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: ракеты), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности.

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Результаты:

  • использовать понятия (механические волны, звук, инфразвук и ультразвук);
  • различать явления (колебательное движение (гармонические колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания), резонанс, волновое движение (звук, инфразвук, ультразвук), отражение звука) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (период и частота колебаний, период колебаний математического и пружинного маятников, длина волны, громкость звука и высота тона); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (периода колебаний математического маятника от длины нити): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин (частота и период колебаний математического и пружинного маятников): планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности результатов косвенных измерений;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: эхолот), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности.

Тема 3. Электромагнитные колебания и волны

Результаты:

  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (прямолинейное распространение света; дисперсия света): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
  • описывать фундаментальные опыты: опыты Эрстеда, Фарадея по изучению электромагнитной индукции;
  • использовать понятия (электромагнитные волны, инфракрасные волны, ультрафиолетовые волны, рентгеновское излучение, шкала электромагнитных волн);
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спектроскоп), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности.

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Результаты:

  • использовать понятия (спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная и термоядерная энергетика);
  • различать явления (естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать фундаментальные опыты: опыты Э. Резерфорда по изучению строения атома;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • проводить измерения физических величин (радиоактивный фон): вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности результатов измерений;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности.