Биология (5 год OOO)

Сроки проекта: c 20 декабря по 20 января

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "Биология" для 5 года обучения на уровне основного общего образования.

Как принять участие:

  1. Оцените предложенные формулировки тем
  2. Если формулировки тем вас не устраивают - предложите собственные
  3. Оцените формулировки тем, предложенные другими

Документ целиком

Тема 1. Человек – биосоциальный вид. Структура организма человека

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция

Тема 3. Опора и движение

Тема 4. Внутренняя среда организма. Кровообращение

Тема 5. Дыхание

Тема 6. Питание и пищеварение

Тема 7. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение

Тема 8. Размножение и развитие

Тема 9. Органы чувств и сенсорные системы

Тема 10. Поведение и психика. Человек и окружающая...

Читать далее (во всплывающем окне)
10 формулировок
Показывать

Тема 1. Человек – биосоциальный вид. Структура организма человека

Результаты:

  • характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
  • объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;
  • применять биологические термины и понятия (цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • применять биологические модели для выявления особенностей строения человека;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани;
  • сравнивать клетки разных тканей организма человека, делать выводы на основе сравнения;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, систем органов организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
  • применять биологические модели для выявления особенностей строения систем органов человека;
  • выполнять лабораторные работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) микропрепаратами (виды тканей).

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция

Результаты:

  • приводить примеры вклада российских ученых (И.М. Сеченов) и зарубежных (К. Бернар) в развитие представлений о строении и жизнедеятельности человека;
  • применять биологические термины и понятия (регуляция) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов нервной и эндокринной систем;
  • сравнивать нервную и эндокринную системы органов человека, делать выводы на основе сравнения;
  • различать биологически активные вещества (гормоны), выявляя их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением органов нервной и эндокринной систем и их функциями;
  • объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
  • выполнять практические работы по морфологии, анатомии человека (строение головного мозга).

Тема 3. Опора и движение

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (анатомия и физиология человека, движение) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • владеть приемами оказания первой помощи человеку при травмах мягких тканей, костей скелета;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов опорно-двигательной системы;
  • сравнивать органы опорно-двигательной системы человека (виды костей и их соединений, отделы скелета), делать выводы на основе сравнения;
  • характеризовать биологический процесс «движение» (характеризовать особенности движения живых организмов);
  • выявлять причинно-следственные связи между строением органов опорно-двигательной системы и их функциями;
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: занятия физкультурой и спортом.

Тема 4. Внутренняя среда организма. Кровообращение

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (кровообращение, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • владеть приемами оказания первой помощи при кровотечении;
  • приводить примеры вклада российских (И.И. Мечников) и зарубежных (У. Гарвей, Л. Пастер) ученых в развитие представлений о строении и жизнедеятельности человека;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов кровеносной системы;
  • сравнивать органы человека (виды сосудов, отделы сердца), делать выводы на основе сравнения;
  • характеризовать биологические процессы транспорт веществ, иммунитет; выявлять причинно-следственные связи между строением органов системы кровообращения и их функциями;
  • применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;
  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории (состав крови, определение пульса).

Тема 5. Дыхание

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (дыхание) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • владеть приемами оказания первой помощи человеку при утоплении;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов дыхательной системы;
  • характеризовать биологический процесс дыхание;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением органов дыхательной системы и их функциями;
  • выполнять практические и исследовательские работы по физиологии с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории (определение жизненной емкости легких, количества углекислого газа и кислорода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе);
  • решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека (дыхательные объемы), проводить расчеты и оценивать полученные значения;
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: соблюдение правил личной гигиены.

Тема 6. Питание и пищеварение

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (питание) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • владеть приемами оказания первой помощи человеку при отравлении;
  • приводить примеры вклада российских (И.П. Павлов) ученых в развитие представлений о процессах жизнедеятельности человека;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов пищеварительной системы;
  • сравнивать органы пищеварительной системы (органы пищеварительного тракта и пищеварительные железы) человека, делать выводы на основе сравнения;
  • различать биологически активные вещества (ферменты), выявляя их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;
  • характеризовать биологический процесс питание;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением органов пищеварительной системы и их функциями;
  • выполнять практические и лабораторные работы по физиологии человека, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории (работа ферментов);
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены.

Тема 7. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (обмен веществ и превращение энергии, выделение) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • владеть приемами оказания первой помощи человеку при солнечном и тепловом ударе, ожогах и отморожениях;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов выделительной системы;
  • сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, делать выводы на основе сравнения;
  • различать биологически активные вещества (витамины, ферменты), выявляя их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;
  • характеризовать биологические процессы обмен веществ и превращение энергии;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением органов выделительной системы и их функциями;
  • решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека (нормы питания), проводить расчеты и оценивать полученные значения;
  • выполнять практические работы по физиологии человека (составление рационов питания), исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены.

Тема 8. Размножение и развитие

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (рост, развитие, размножение) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • характеризовать биологические процессы: рост, развитие, размножение человека;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями системы размножения;
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: соблюдение правил личной гигиены.

Тема 9. Органы чувств и сенсорные системы

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (орган чувств, сенсорная система) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • владеть приемами оказания первой помощи человеку при травмах органов чувств;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам органов чувств;
  • сравнивать сенсорные системы, делать выводы на основе сравнения;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением органов чувств и их функциями;
  • применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;
  • выполнять практические и лабораторные работы по физиологии человека, в том числе исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории.

Тема 10. Поведение и психика. Человек и окружающая среда

Результаты:

  • применять биологические термины и понятия (регуляция, поведение) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • приводить примеры вклада российских (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин) ученых в развитие представлений о жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
  • характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • характеризовать биологический процесс: поведение человека;
  • различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние.