Химия (1 год OOO)

Сроки проекта: c 20 декабря по 20 января

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "Химия" для 1 года обучения на уровне основного общего образования.

Как принять участие:

  1. Оцените предложенные формулировки тем
  2. Если формулировки тем вас не устраивают - предложите собственные
  3. Оцените формулировки тем, предложенные другими

Документ целиком

Тема 1. Первоначальные химические понятия и теоретические представления

Тема 2. Простые вещества: кислород и водород

Тема 3. Вода. Растворы

Тема 4. Важнейшие классы неорганических веществ

Тема 5. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Химическая связь

5 формулировок
Показывать

Тема 1. Первоначальные химические понятия и теоретические представления

Результаты:

  • использовать основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество, простое и сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), относительные атомная и молекулярная массы, валентность, массовая доля химического элемента, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, для установления взаимосвязей между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;
  • составлять формулы бинарных веществ по валентностям;
  • определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях;
  • понимать смысл закона сохранения массы;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента в соединении; количество вещества, объём газов, массу вещества;
  • планировать и проводить простейшие химические эксперименты: изучение и описание физических свойств образцов веществ; ознакомление с примерами физических и химических явлений; опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций; изучение способов разделения смесей, методов очистки поваренной соли;
  • наблюдать и описывать химические эксперименты: опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы (возможно использование видеоматериалов).

Тема 2. Простые вещества: кислород и водород

Результаты:

  • использовать основные химические понятия: оксид, тепловой эффект реакции, экзо- и эндотермические реакции, для установления взаимосвязей между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;
  • различать изученные типы химических реакций (по тепловому эффекту);
  • характеризовать физические и химические свойства кислорода, водорода;
  • составлять молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства изученных классов/групп веществ (кислорода и водорода);
  • планировать и проводить простейшие химические эксперименты: получение, собирание кислорода и изучение его свойств; получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение);
  • наблюдать и описывать химические эксперименты: взаимодействие веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; качественное определение содержания кислорода в воздухе (возможно использование видеоматериалов); взаимодействие водорода с оксидами металлов (возможно использование видеоматериалов).

Тема 3. Вода. Растворы

Результаты:

  • использовать основные химические понятия: раствор, массовая доля вещества в растворе (процентная концентрация), для установления взаимосвязей между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • составлять молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства изученных классов/групп веществ (воды);
  • вычислять массовую долю вещества в растворе;
  • планировать и проводить простейшие химические эксперименты: приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества;
  • наблюдать и описывать химические эксперименты: ознакомление с процессами разложения воды электрическим током и синтеза воды (возможно использование видеоматериалов); взаимодействие воды с металлами (натрием и/или кальцием), кислотными и основными оксидами; исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью.

Тема 4. Важнейшие классы неорганических веществ

Результаты:

  • использовать основные химические понятия: оксид, кислота, основание, соль, реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, для установления взаимосвязей между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;
  • составлять формулы бинарных веществ по названиям веществ;
  • определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;
  • различать изученные типы химических реакций (по числу и составу участвующих в реакции веществ);
  • характеризовать общие свойства веществ, принадлежащих к изученным классам неорганических веществ: оксидов (основных, кислотных, амфотерных), оснований, кислот, солей (средних);
  • составлять молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства изученных классов/групп веществ, а также, подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними;
  • определять возможность протекания химических реакций между изученными веществами в зависимости от их состава и строения;
  • планировать и проводить простейшие химические эксперименты: исследование образцов неорганических веществ различных классов; изучение изменения окраски растворов кислот и щелочей при добавлении индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина); изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, с растворимыми и нерастворимыми основаниями; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»;
  • наблюдать и описывать химические эксперименты: ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств.

Тема 5. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Химическая связь

Результаты:

  • использовать основные химические понятия: химический элемент, атом, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, для установления взаимосвязей между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;
  • составлять формулы бинарных веществ по степеням окисления;
  • определять степень окисления атомов элементов в бинарных соединениях;
  • формулировать Периодический закон Д.И. Менделеева; понимать существование периодической зависимости свойств химических элементов (изменение радиусов атомов, электроотрицательности) от их положения в Периодической системе и строения атома; иметь представление о коротко- и длиннопериодной формах таблицы Д.И. Менделеева;
  • объяснять связь положения элемента в Периодической системе с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям) и моделями атомов первых трёх периодов; классифицировать химические элементы;
  • характеризовать химические элементы первых трёх периодов, калия, кальция по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
  • подтверждать на примерах зависимость свойств химических элементов от их положения в Периодической системе и строения атома; причинно-следственную связь между строением атомов химических элементов и свойствами образованных ими простых и сложных веществ;
  • наблюдать и описывать химические эксперименты: ознакомление с образцами металлов и неметаллов.