Физика (2 год OOO)

Сроки проекта: c 20 декабря по 20 января

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "Физика" для 2 года обучения на уровне основного общего образования.

Как принять участие:

  1. Оцените предложенные формулировки тем
  2. Если формулировки тем вас не устраивают - предложите собственные
  3. Оцените формулировки тем, предложенные другими

Документ целиком

Тема 1. Тепловые явления

Тема 2. Агрегатные состояния вещества

Тема 3. Электрические явления

Тема 4. Электромагнитные явления

Тема 5. Световые явления

5 формулировок
Показывать

Тема 1. Тепловые явления

Результаты:

  • использовать понятия (масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул; способы изменения внутренней энергии);
  • различать явления (тепловое расширение (сжатие), тепловое равновесие, способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение)); по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: излучение Солнца, полярное сияние), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, закон сохранения энергии; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
  • проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества): планировать измерения; вычислять значение величины;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
  • распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос).

Тема 2. Агрегатные состояния вещества

Результаты:

  • использовать понятия (агрегатные состояния вещества, кристаллическое и аморфное состояния вещества, насыщенный и ненасыщенный пар);
  • различать явления (испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение); по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: кристаллы в природе, замерзание водоемов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (относительная влажность воздуха); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
  • проводить прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учетом заданной абсолютной погрешности;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: гигрометр, паровая турбина), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
  • распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания).

Тема 3. Электрические явления

Результаты:

  • использовать понятия (элементарный электрический заряд, проводники и диэлектрики);
  • различать явления (электризация тел, взаимодействие зарядов); по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения заряда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (электризация тел и взаимодействие электрических зарядов): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: планетарная модель атома;
  • распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (электроскоп);
  • использовать понятия (источники постоянного тока, электрическое поле);
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Ома для участка цепи; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • проводить прямые измерения силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учетом заданной абсолютной погрешности;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, протекающего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: амперметр, вольтметр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
  • распознавать и составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
  • различать явления (действия электрического тока, короткое замыкание); по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон Джоуля–Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • проводить косвенные измерения физических величин (сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), предохранители и их применение в быту и технике), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
  • распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (реостат), различая условные обозначения элементов электрических цепей.

Тема 4. Электромагнитные явления

Результаты:

  • использовать понятия (магнитное поле);
  • различать явления (взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током); по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: магнитное поле Земли (дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле)), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока; явление электромагнитной индукции): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: применение постоянных магнитов, электромагнитов, электродвигатель постоянного тока, генератор), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности.

Тема 5. Световые явления

Результаты:

  • использовать понятия оптическая система, близорукость и дальнозоркость, источники света, фокусное расстояние собирающей линзы и её оптическая сила;
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
  • различать явления дисперсия света, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: оптические явления в природе), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя законы отражения и преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
  • использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач, в том числе оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.