Биология (5 год ООО)

Сроки проекта: c 1 февраля по 1 марта

В данном разделе представлен тематический каркас обучения по предмету "Биология" для 5 года обучения на уровне основного общего образования.

По каждой из тем на общественную проработку представлен перечень дидактических единиц.

Как принять участие:

  1. Оцените перечни дидактических единиц по каждой из тем
  2. Предложите поправки к перечням дидактических единиц
  3. Оцените предложения других участников обсуждения

* Со списком сквозных предметных результатов на ступень образования и год обучения можно ознакомиться здесь.

До конца проекта осталось
9
дней
1
час
42
минуты

Документ целиком

Тема 1. Человек – биосоциальный вид. Структура организма человека

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция

Тема 3. Опора и движение

Тема 4. Внутренняя среда организма. Кровообращение

Тема 5. Дыхание

Тема 6. Питание и пищеварение

Тема 7. Обмен веществ и превращение энергии. Покровы тела. Выделение

Тема 8. Размножение и развитие

Тема 9. Органы чувств и сенсорные системы

Тема 10. Поведение и психика. Человек и...

Читать далее (во всплывающем окне)
10 перечней дидактических единиц
Показывать

Тема 1. Человек – биосоциальный вид. Структура организма человека

Дидактические единицы:

  • Науки о человеке
  • Методы изучения человека
  • Значение биологических знаний
  • Место человека в системе животного мира
  • Человеческие расы
  • Клеточное строение организма человека
  • Гены и хромосомы
  • Соматические и половые клетки
  • Деление клетки
  • Ткани организма человека
  • Органы и системы органов человека
  • Организм человека как единое целое

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция

Дидактические единицы:

  • Способы регуляции функций организма
  • Вклад И.М. Сеченова в развитие биологии
  • Вклад К. Бернара в развитие биологии
  • Гуморальная регуляция функций организма, гормоны
  • Нейрон
  • Рефлекс, рефлекторная дуга
  • Центральная и периферическая нервная система
  • Спинной мозг
  • Головной мозг
  • Соматическая и вегетативная нервная система
  • Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение
  • Железы внешней, внутренней и смешанной секреции
  • Эндокринная система
  • Роль гормонов гипофиза, щитовидной железы, тимуса, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез в регуляции функций организма

Тема 3. Опора и движение

Дидактические единицы:

  • Опорно-двигательная система, строение и функции
  • Строение костей, виды костей, соединения костей
  • Скелет
  • Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью
  • Мышцы, строение и функции
  • Профилактика нарушений осанки и плоскостопия
  • Двигательная активность как одна из составляющих здорового образа жизни
  • Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы

Тема 4. Внутренняя среда организма. Кровообращение

Дидактические единицы:

  • Внутренняя среда организма и ее роль в поддержании гомеостаза
  • Состав и функции крови
  • Группы крови, резус-фактор
  • Переливание крови
  • Свертывание крови
  • Иммунитет
  • Вклад И.М. Мечникова в развитие биологии
  • Вклад Л. Пастера в развитие биологии
  • Кровеносная система, кровообращение
  • Вклад У. Гарвея в развитие биологии
  • Строение и функции сердца и сосудов
  • Движение крови по сосудам, пульс, давление крови
  • Регуляция кровообращения
  • Виды кровотечений, оказание первой помощи при кровотечениях
  • Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы
  • Лимфатическая система

Тема 5. Дыхание

Дидактические единицы:

  • Дыхательная система
  • Легочные объемы
  • Газообмен в легких и тканях
  • Регуляция дыхания
  • Заболевания органов дыхания и их профилактика
  • Первая помощь при поражении органов дыхания

Тема 6. Питание и пищеварение

Дидактические единицы:

  • Питание, питательные вещества и пищевые продукты
  • Вклад И.П. Павлова в развитие биологии
  • Пищеварительная система
  • Роль ферментов в пищеварении
  • Пищеварение в ротовой полости
  • Пищеварение в желудке
  • Пищеварение в тонком кишечнике
  • Пищеварение в толстом кишечнике
  • Регуляция пищеварения
  • Гигиена питания, профилактика желудочно-кишечных заболеваний

Тема 7. Обмен веществ и превращение энергии. Покровы тела. Выделение

Дидактические единицы:

  • Обмен веществ и превращение энергии
  • Пластический обмен
  • Энергетический обмен
  • Витамины
  • Нормы питания
  • Регуляция обмена веществ в организме
  • Строение и функции кожи
  • Терморегуляции
  • Закаливание организма
  • Гигиена покровов тела
  • Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и отморожениях
  • Мочевыделительная система человека

Тема 8. Размножение и развитие

Дидактические единицы:

  • Наследование признаков у человека
  • Половая система
  • Наследственные заболевания, их причины и предупреждение
  • Влияние алкоголя никотина, наркотических веществ на развитие человека
  • Профилактика инфекций, передающихся половым путем

Тема 9. Органы чувств и сенсорные системы

Дидактические единицы:

  • Органы чувств и сенсорные системы (анализаторы)
  • Оптическая система глаза и зрительное восприятие
  • Нарушения зрения и их профилактика
  • Строение и функции органа слуха
  • Нарушения слуха и их профилактика
  • Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса
  • Взаимодействие сенсорных систем

Тема 10. Поведение и психика. Человек и окружающая среда

Дидактические единицы:

  • Безусловные и условные рефлексы
  • Вклад И.П. Павлова в развитие биологии
  • Вклад А.А. Ухтомского в развитие биологии
  • Вклад П.К. Анохина в развитие биологии
  • Потребности и мотивы поведения человека
  • Сон и его значение
  • Наследственные и ненаследственные программы поведения у человека
  • Эмоции, память, мышление, речь
  • Учение о сигнальных системах человека
  • Типы высшей нервной деятельности и темперамента
  • Здоровье человека и факторы, влияющие на него
  • Наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека