Дистанционные уроки

Сроки проекта: c 12 октября по 1 ноября

Пожалуйста, опишите ваши предложения, основанные на опыте организации образовательного процесса в дистанционной форме в период пандемии COVID-19.

Как принять участие:

  • опишите проблемы, с которыми Вы столкнулись, предложения по их решению или общей организации образовательного процесса
  • оцените уже описанные проблемы и предложения
  • предложите решения описанных проблем
  • дорабатывайте и оценивайте описанные предложения
69 предложений
Показывать

Инструменты для дистанционного образования

Уважаемые коллеги!

Для видеоконференций, занятий и уроков в Российской Федерации популярна платформа Zoom, но у нее есть и недостатки (снижение качества звука при большом количестве человек, дизайн и др.).

Некоторые альтернативы программы Zoom для видеозвонков:

  1. Jitsi (с открытым исходным кодом, используется в итальянских школах) [1];
  2. Google meet (в дополнение ко всему есть автоматические субтитры) [2];
  3. Teams (может участвовать и от 100 человек) [3];
  4. ВКонтакте (может участвовать до 128 человек) [4];
  5. ICQ New (может участвовать до 30 человек) [5];
  6. Яндекс.Телемост (может участвовать до 35 человек) [6];
  7. Skype (также реализованы автоматические субтитры) [7];
  8. GoToMeeting [8].

Современные технологии позволяют устраивать трансляции на сайте YouTube (реализованы автоматические субтитры для любого языка мира с переводом на любой язык мира) и на др. сайтах.

Другой проблемой является вопрос сбора данных бесплатными приложениями с закрытым исходным кодом (проблема поднята и здесь [9, 10]), стараюсь о ней предупреждать и студентов, например, о возможностях демонстрации экрана и др.

Спасибо большое за существующие бесплатные возможности для дистанционного образования! При этом считаю, что отечественное образование нужно реализовывать на отечественных платформах, нужно поддерживать отечественные цифровые продукты.


Источники:

  1. Jitsi.org [Электронный ресурс] URL: https://jitsi.org/ (дата обращения: 01.11.2020).
  2. Google Meet (ранее Hangouts Meet) [Электронный ресурс] URL: https://apps.google.com/meet/ (дата обращения: 01.11.2020).
  3. Teams [Электронный ресурс] URL: https://teams.microsoft.com/ (дата обращения: 01.11.2020).
  4. ВКонтакте [Электронный ресурс] URL: https://vk.com (дата обращения: 01.11.2020).
  5. ICQ New [Электронный ресурс] URL: https://icq.com (дата обращения: 01.11.2020).
  6. Яндекс.Телемост [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/support/telemost/ (дата обращения: 01.11.2020).
  7. Skype [Электронный ресурс] URL: https://www.skype.com/ru/ (дата обращения: 01.11.2020).
  8. GoToMeeting [Электронный ресурс] URL: https://www.gotomeeting.com/en-ie (дата обращения: 01.11.2020).
  9. DIRECTIVE (EU) 2019/770 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?ur... (дата обращения: 01.11.2020).
  10. Рабочий интернет. - Систематизация законодательства - preobra.ru [Электронный ресурс] URL: https://www.preobra.ru/improject-14180/ideas/16995 (дата обращения: 01.11.2020).

Больше яркого контента - задача при подготовке

Основная задача педагога на дистанте - постоянное удержание внимания обучающихся. При подготовке стоит подумать, какой контент, какие элементы презентации понравятся нашим ученикам. Я предпочитаю использовать короткие анимированные презентации для постановки задач, повторения терминов и подведения итогов урока.

МЭШ: лучшая площадка (в перспективе)

Продолжая рассуждения о плюсах и минусах площадок для дистанционного образования, стоит сделать одно замечание. Корректно ли называть "площадкой", например, ZOOM или Teams? В чем их задачи? Очевидно, обеспечение качественного online-взаимодействия, то есть - видеосвязь. Пожалуй, для процесса образования это только одна часть, один кусочек общей картинки. Сама по себе видеосвязь (даже с возможностями чата, обмена контентом и пр.) не даёт ничего. Это инструмент.

Что такое упомянутый многими "Я.Учебник" или "Я.Репетитор" с его качественными тестами, но не всегда сильным контентом? Для ученика это возможность закрепить материал, возможность самодиагностики (для мотивированного старшеклассника). То есть это ещё одна сторона, ещё один компонент дистанционного обучения. Ещё один инструмент.

Каким образом обучающему повторить материал или получить необходимые теоретические знания? Многие из нас говорили, что это можно сделать благодаря презентациям и видеоурокам. Большинство из нас указывали в обсуждении ссылки на те или иные ресурсы и видео хостинги. Обучающий контент - ещё один инструмент.

Как поддерживать постоянный контакт с обучающимися и их родителями (законными представителями)? Необходима возможность оперативно отправлять и получать сообщения. Многие из нас использовали разные доступные мессенджеры. Там проходило общение, быстрый обмен небольшими данными, короткие консультации и т.п. Чат или мессенджер - следующий инструмент.

В случае письменных работ, учитель должен иметь возможность ее проверки. Некоторые из нас (учителей) для быстрого получения выполненных работ использовали или мессенджеры, или почту. Необходимый инструмент?

И, конечно, важнейшим элементом всей системы является методическая поддержка как педагогов, так и учеников с родителями. Как использовать тот или иной инструмент? Помогли ресурсы Интернета.

Итак, шесть базовых инструментов:

1. Видеосвязь;

2. Система тестирования;

3. Обучающий контент;

4. Мессенджер;

5. Обмен контентом (выполненные работы, получение

задания);

6. Методическая поддержка;

Это не система - это ее части. Данные элементы не работают сами по себе. Но, объединенные вместе педагогом, превращаются в мощный образовательный механизм. Таким образом, площадкой дистанционного обучения мы можем назвать только систему, объединяющую внутри себя указанные выше инструменты.

На сегодняшний день, в Москве есть только одна площадка, обладающая подобной мощностью - МЭШ. Конечно, система нуждается в некоторых доработках. Естественно, она продолжает развиваться и совершенствоваться прямо на наших глазах. Но назвать полноценной площадкой мы можем только Московскую электронную школу.

Какие платформы удобны для проведения занятий в дистанционном формате? В чем состоит их удобство?

Мы работали в ZOOM. Программа простая, удобная, есть возможность демонстрации экрана, т.е. урок можно иллюстрировать презентацией, видео-фрагментом. А самое главное, она дает возможность общения с учениками.

Что необходимо менять, дорабатывать при подготовке к занятию в дистанционном формате? Чем приходится жертвовать?

Время онлайн урока ограничено 20-30 минутами, поэтому материал приходится излагать сжато. Теряется возможность ввести дополнительный иллюстративный материал, почитать документы, рассмотреть картины и т.п. Кроме того, теряется самое главное - возможность видеть своих учеников, говорить с ними, получать немедленную обратную связь, отвечать на вопросы сразу, пока они актуальны.

Работа по группам. Речь и движение.

Доработать надо способы рассмотрения и изучения и информации, чтобы дети могли всегда перед глазами видеть схематичное объяснение материала, план. Приходится жертвовать возможностью использовать раздаточный материал, работу по группам, различные формы и методы работы с использованием двигательной активности.

Объём и сроки

На объём и сроки реализации программы обучения по предмету очно и как это организовать ДО. Разбора "как преподнести всё лаконично и сжато" за менее отведённое время для усвоения материала, чтобы дети могли затем самостоятельно продолжить изучать и освоить пройденный материал.

Платформы.

Teams. Плюсы: демонстрация экрана (материалов МЭШ), доска, чат, интерфейс.

Специфика предмета

Обучение проводить с учётом специфики предмета.

Для видеосвязи мы с учениками выбрали программу Zoom. Она достаточно проста и привычна как для учителей , так и для школьников, имеет множество технических возможностей. Ребята могут подключаться к уроку с различных устройств. Во время онлайн урока хорошая возможность ответить каждому ученику.

Для видеосвязи мы с учениками выбрали программу Zoom. Она достаточно проста и привычна как для учителей , так и для школьников, имеет множество технических возможностей. Ребята могут подключаться к уроку с различных устройств. Во время онлайн урока хорошая возможность ответить каждому ученику.