Технология: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей и количество часов и лет для их освоения, проводит промежуточную аттестацию результатов каждого модуля.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
22
часа
22
минуты
198 предложений
Показывать

изменение в требованиях

необходимо изменить условия реализации образовательной программы. Оставить за ОУ решать какие модули и в какой последовательности реализовывать в учреждении, так как материальная база не у всех позволяет внедрять предложенные модули

риски реализации требований

Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.)слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

лишние требования

Модуль «Робототехника и Модуль «Автоматизированные системы» считаю лишними т.к во многих школах робототехника ведется как кружок или внеурочная деятельность, а автоматизированные системы возможны только теоретически т.к отсутствует оборудование для практики и на всех учеников его не посавить

что необходимо добавить

Я считаю что нужно добавить проектную деятельность

запросы современного мира

В результате освоения предмета «Технология» обучающиеся формируют представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, социальных и экологических последствиях развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда

Добавить в программу изучение современных вычислительных технологий, программирование, проектирование, управление движущимися моделями при помощи графических калькуляторов

Современные вычислительные технологии — важнейшая часть работы любого профессионала в сфере STEM. Графические и научные калькуляторы позволяют строить и анализировать графики, создавать 3D-модели, собирать и подсчитывать данные окружающей среды, обсчитывать статистические данные, программировать математические модели различной сложности. Профессиональные калькуляторы имеют дополнительные функции, такие как расчет амортизации, капиталовложений, статистические расчеты, регрессионный анализ, расчеты с матрицами и т.д. Калькуляторы превратились в важнейший инструмент, упрощающий расчеты и сводящий к минимуму ошибки в вычислениях. В российских образовательных учреждениях современные вычислительные технологии на данный момент практически не используются, что делает сложнее обучение в ВУЗе и дальнейшую профессиональную деятельность. В ФГОС ни разу не упоминаются современные вычислительные технологии, в частности, графические калькуляторы, которые не относятся к ИКТ.

Мы считаем, что в рамках курса технологии школьникам обязательно нужно рассказывать о современных вычислительных технологиях и давать навыки использования графических калькуляторов. Это поможет им быстрее и без ошибок выполнять расчеты в рамках математики, физики, химии, биологии и других предметов и упрочнить междисциплинарные связи. Графические калькуляторы также открывают широкий простор для изучения основ программирования и роботехники: с их помощью можно писать программы на языках Basic, Lua, Micro Python. К ним можно присоединять датчики и микроконтроллеры для проектирования и проведения экспериментов. В школах США роботехника успешно преподается с использованием графических калькуляторов: школьники программируют действия роботов, управляют беспилотниками. Такие решения обходятся образовательным учреждением намного дешевле, чем приобретение компьютеров со специализированным программным обеспечением, поскольку калькуляторы стоят во много раз дешевле ПК и имеют все необходимое ПО «из коробки»,

Мы предлагаем внести следующие изменения в ФГОС по технологии:

«40.9. Технология:

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, в том числе с использованием графических калькуляторов;

5) сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ и графических калькуляторов в современном производстве или сфере обслуживания».

Приложение 14. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология»:

«В результате освоения предмета «Технология» обучающиеся ... осваивают методы учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, средства и формы графического отображения объектов или процессов, правила выполнения графической документации, приобретают умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач, применять технологии представления,преобразованияииспользованияинформации,оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ и современных вычислительных технологий (графические калькуляторы) в производстве или сфере обслуживания».

«Модуль «Роботехника»

конструировать и программировать движущиеся модели, в том числе с использованием графических калькуляторов;

управлять движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах, в том числе с использованием графических калькуляторов».

Замечания и предложения по предметным результатам модулей

Технология

Модули «Производство и технологии» и «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» пересекаются между собой по многим позициям, например, и в том и другом модуле предметный результаты должны отражать обработку конструкционных, текстильных материалов и пищевых продуктов. Сложно представить какое содержание должно быть заведено в данные модули. Целесообразно было бы данные модули объединить в один.

Добавить модуль «Проектная деятельность». В соответствии с Концепцией преподавания предметной области Технология проектно-исследовательская деятельность является основополагающей, однако, в Требованиях к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология» отсутствует такой модуль.

Необходимые условия

До введения модулей «Робототехника», «Автоматизированные системы», «3D моделирование, прототипирование и макетирование», «Компьютерная графика, черчение» по предмету «Технология» необходимо сначала обеспечить образовательные учреждения необходимым оборудованием, обучить специалистов.

Есть необходимость девочек обучать теоретическим и практическим навыкам ведения дома.

Есть необходимость девочек обучать теоретическим и практическим навыкам ведения дома. А в мальчиках хотелось бы видеть будущих мужчин, владеющих не только виртуальными технологиями, но и реальными профессиями.

"Робототехника", "3D-моделирование", "Автоматизация систем"

Думаю, что модули "Робототехника", "3D-моделирование", "Автоматизация систем", нужно реализовывать не через уроки, а через внеурочную деятельность при наличии материальной базы. На уроках более актуальным считаю изучение раздела "Технологии ведения дома" с разделением для мальчиков и для девочек. Эти знания точно пригодятся им в жизни.

Что необходимо изменить в требованиях?

Необходимо восстановить и оснастить мастерские современным оборудованием для проведения практических занятий.

Согласованные тексты п.40. Предметные результаты и Приложение 14. Требования к предметным результатам

ФГОС п. 40

40. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования, и должны обеспечивать:

Предлагаемый текст:

40.9. Технология:

1) сформированность целостного представления о техносфере, производительности труда в контексте технологических укладов, создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества и ее закономерностях, социальных и экологических последствиях развития технологий промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, энергетики, транспорта и т.д.

2) сформированность целостного представления о взаимосвязитехнологического прогресса и прогресса общества, качества жизни человека, сущности технологической культуры, культуры исследовательской и проектной деятельности, культуры сотрудничества и взаимодействия, эргономической культуры производства.

3) сформированность технологического мышления, владение проектным подходом при организации технологических процессов и поиске технологических решений: уметь анализировать потребности человека (ценности и блага), оценивать ресурсы для решения задачи, подбирать современные инструменты для реализации решения, проектировать, моделировать, макетировать, создавать и следовать технологической карте, ориентироваться в свойствах материалов, анализировать процесс и результат своей работы, обеспечивать безопасные условия работы и экологические требования.

4) умение проектировать технологический процесс создания ценности (услуги), умение разделять цели на подзадачи и этапы, учитывать необходимые условия, последовательность операций, способы решения, приёмы, стандарты качества.

5) знакомство с социальными, гуманитарными и материальными технологиями в реальной экономике на территории проживания обучающихся, ориентация в мире профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (включая, профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности и специфики регионального рынка труда).

6) приобретение практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни: базовые навыки в области обработки продуктов и материалов (ручной и автоматизированной), применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе – в быту.

7) соблюдать технику безопасности, технологическую культуру, производственную дисциплину и экологичность в процессе работы; осведомленность о возможных ошибках или видах издержек в процессе производства продукта или услуги.

8) овладение навыками применения современных, высокотехнологичных решений: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (станками с числовым программным управлением и лазерной резкой); аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; технологиями в сфере строительства, транспорта, агро- и биотехнологий; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей; реклама, маркетинг.

9) приобретение опыта применения самостоятельных технологических решений, их презентация и защиты; овладение опытом планирования, конструирования и проектирования, создания и следования технологической карте.

10) приобретение опыта разработки критериев оценки качества результатов труда, производительности труда, оценивания по заданным критериям результата труда других людей.

11) уметь создавать описание продукта (изделия, услуги) с помощью современных ИКТ технологий.

12) сформированность ответственного отношения к собственной деятельности и ключевых навыков работы в команде.

13) умение работать с информацией в цифровую эпоху, готовность к сотрудничеству, проявление инициативности, гибкости мышления, предприимчивости и самоорганизации.

14) развитие интереса к динамике жизненного цикла продукта, технологическому процессу производства, созданию парадоксальных инженерно-технологических решений, к дизайну и методам проектирования.

15) развитие интереса к решению изобретательских и творческих задач, дизайну вещей и объектов.

Прогресс общества обусловлен, в том числе, технологическим прогрессом. Эти процессы взаимосвязаны. Анализ этой взаимосвязи развивает технологическое мышление человека, способствует улучшению качества жизни.

В Приложение 14. (стр. 232) Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию.

Предлагаем заменить текст преамбулы в соответствии с внесенными изменениями в п. 40.9. Требования к предметным результатам.

Предлагаемый текст:

В результате освоения предмета «Технология» обучающиеся: формируют представления о техносфере, производительности труда в контексте технологических укладов, технологической эволюции человечества, социальных и экологических последствиях развития материальных технологий. Формируют целостное представление о взаимосвязитехнологического прогресса и прогресса общества, качества жизни людей, сущности технологической культуры, культуры исследовательской и проектной деятельности, культуры сотрудничества и взаимодействия, эргономической культуры производства. Формируют технологическое мышление и владение проектным подходом при организации технологических процессов и поиске технологических решений: умеют анализировать потребности человека (ценности и блага), оценивают ресурсы для решения задачи, подбирают современные инструменты для реализации решения, проектируют, моделируют, макетируют, создают и следуют технологической карте, ориентируются в свойствах материалов, анализируют процесс и результат своей работы, обеспечивают безопасные условия работы и экологические требования. Способны проектировать технологический процесс создания ценности (услуги), умеют разделять цели на подзадачи и этапы, учитывать необходимые условия, последовательность операций, способы решения, приёмы, стандарты качества. Используют информацию о социальных, гуманитарных и материальных технологиях в реальной экономике на территории проживания для ориентации в мире профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение. Демонстрируют практические умения необходимые для разумной организации собственной жизни: базовые навыки в области обработки продуктов и материалов (ручной и автоматизированной), применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе – в быту. Соблюдают технику безопасности, технологическую культуру, производственную дисциплину и экологичность в процессе планирования работы. Применяют в деятельности высокотехнологичные решения с использованием современных технических средств (в т.ч. электротехники и электроники), компьютерных и цифровых технологий для моделирования, прототипирование, рекламы, обработки материалов и пищевых продуктов, создания робототехнических и автоматизированных систем умного дома и интернета вещей. Прогнозируют применение высокотехнологичных решений в сфере строительства, транспорта, агро- и биотехнологий, электроэнергетики, маркетинга. Приобретают опыт применения самостоятельных технологических решений, их презентация и защиты; овладения опытом планирования, конструирования и проектирования, создания и следования технологической карте. Приобретают опыт разработки критериев оценки качества результатов труда, производительности труда, оценивания по заданным критериям результата труда других людей. Способны создавать описание (рекламы) продукта,изделия, услуги с помощью современных ИКТ технологий. Сформировано ответственное отношение к собственной деятельности и ключевые навыков работы в команде. Способны работать с информацией в цифровую эпоху, проявляют готовность к сотрудничеству, инициативность, гибкость мышления, предприимчивость и навыки самоорганизации. Проявляют интерес к динамике жизненного цикла продукта, технологическому процессу производства, созданию парадоксальных инженерно-технологических решений, решению изобретательских и творческих задач, дизайну вещей и методам проектирования.

Достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обеспечивается через реализацию базовых идей организации оптимального технологического процесса применительно к любой сфере человеческой деятельности: определение цели и потребности при организации технологического процесса; отбор (подбор, выбор) материала (сырья, объекта) для технологической обработки (предмет труда); выбор инструментов (машин, механизмов) для организации технологических процессов (средства труда); последовательность технологических этапов в процессе создания ценности (блага); описание качества продукта по критериям (изделия, услуги, сервиса), того, что стало результатом технологического процесса; строго соблюдает требования к технике безопасности, производственной дисциплине и экологичности производства.

Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Технология», ориентируясь на принцип возрастосообразности и логику развивающихся технологических «кругов» освоения предметного мира, центром которых является человек – потребитель и производитель технологий. Содержание модулей определяется последовательностью соприкосновения учеников с технологиями: ученик непосредственно и ежедневно соприкасается с технологиями (ближний технологический круг); ученик знакомится с технологиями в процессе освоения предметных школьных знаний (технологии в макромире); технологии будущего (инновационные технологии). Эти круги могут пересекаться на уровне конкретных модулей, в каждом из которых должна удерживаться рамка базовых идей курса.

Предмет «Технология» является прикладным, а не теоретическим, то есть в ходе его освоения знание учеником обретается на практике через алгоритм: «сначала делаю, потом осмысливаю, затем уточняю, рефлексирую, наконец, формирую целостное понимание». Деятельность по освоению курса носит преимущественно групповой характер, предполагающий взаимное оценивание, сотрудничество, распределение усилий в команде при создании и применении технологий.

Содержательные модули можно сделать избыточными по общему количеству и обозначить часть из них «звездочкой», дающей право школе самостоятельно формировать программу курса.

1. «Обработка конструкционных материалов»
2. «Обработка текстильных материалов»
3. «Пищевые технологии и технологии обработки продуктов»
4. «Робототехника и автоматизированные системы управления»
5. «Аддитивные технологии: 3D-моделирование, прототипирование и макетирование»
6. «Компьютерная графика, черчение, технологии дизайна»
7. «Строительные технологии»
8. «Транспортные технологии, связь и логистика»
9. «Технологии энергетики и энергосбережения»
10. «Социальные технологии»
11. «Агро- и биотехнологии»

Разработано специалистами Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета

Что необходимо изменить в требованиях?

Модули "3D моделирование" и "Робототехника" не вводить в общеобразовательную программу, а оставить для внеурочной деятельности, т.к. материально-техническая база пока не позволяет. Так же, модули "Растениеводство" и "Животноводство" не каждое образовательное учреждение может себе позволить ввести.

Что необходимо изменить в требованиях?

Я считаю, что нужно обязательно оставить деление класса по гендерному принципу.

Урегулировать во ФГОС количество часов по технологии

С введение в ФГОС не регулирующим количество часов на прохождение программы и неизбежным желанием школ уменьшать эти часы, предметные компетенции технологии страдают.

Что необходимо изменить в требованиях

Считаю, что модули "Робототехника" и "3-D моделирование" интересные направления, но включать их в основную образовательную программу не нужно. Эти направления подходят для дополнительного изучения. Задача основного образования дать учащимся знания и навык, которые они смогут применить в своей повседневной жизни. Поэтому обязательное раздельное обучение для мальчиков и девочек. Обязательно оставить ручной труд. Невозможно, чтобы все были программистами. Уже сейчас многие не могут пришить пуговицу и заменить лампочку, а что будет дальше? Компьютерная мышка эту команду не выполнит.

Какие требования Вы считаете лишними?

Здравствуйте, для реализации таких модулей, как "Робототехника", " 3D - моделирование, прототипирование и макетирование" необходимо сначала пополнить материально-техническое оснащение школы. Не всем учащимся будет интересно данное направление, поэтому модуль "Робототехника" может быть реализован в школе, как внеурочная деятельность. Модули "Растениеводство" и "Животноводство" считаю тоже лишними.

Что необходимо изменить в требованиях

Оснастить школы необходимым материально-техническим оборудованием для практических занятий!

Рекомендации по организации внедрения концепции в образовательных учреждениях предметной области Технология

•Разработка методических рекомендаций и учебно-методических пособий с учетом разных вариантов для содержания практической деятельности учащихся (для разных типов образовательных организаций, региональной специфики, типа населенного пункта);

•Обучение педагогов работе на новом оборудовании, с использованием новых материалов.

•Разработка механизмов междисциплинарного взаимодействия учителей технологии, ИКТ, физики, химии, биологии

Учитывать в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации.

Необходимо поднять уровень значимости предмета в школах.

Повысить уровень материально-технической оснащенности школ для преподавания технологии. Деление класса на группам по гендерному признаку обязательно.

В рамках дисциплины рассматривать вопросы, позволяющие детям развивать творческие способности и эстетический вкус, знакомить с различными видами декоративно - прикладного творчества и знания применять на практике в виде изделий, выполненных своими руками, развивать навыки обслуживания себя путем выполнения практических работ. Необходимо готовить учащихся к самостоятельной жизни, формировать практические навыки.

Не нужно пытаться компьютером заменить умение что-то делать руками.

На основе концепции дети смогут выполнять только виртуальные проекты, т.к. на освоение базовых трудовых операций на уроке у них просто не останется времени.

Для реализации Концепции необходимо изменить формулировку на «Образовательные организации вправе самостоятельно определять состав модулей учебного предмета «Технология», выбирая их из федерального открытого интернет-банка модулей технологического образования с учетом реальной экономики территории проживания и тенденций развития рынка труда»

В требованиях к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология» отсутствует модуль «Творческий проект».

Модули «Робототехника», «Автоматизированные системы», «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» могут быть реализованы только в рамках дополнительного образования.