Технология: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей и количество часов и лет для их освоения, проводит промежуточную аттестацию результатов каждого модуля.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Согласованные тексты п.40. Предметные результаты и Приложение 14. Требования к предметным результатам

ФГОС п. 40

40. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования, и должны обеспечивать:

Предлагаемый текст:

40.9. Технология:

1) сформированность целостного представления о техносфере, производительности труда в контексте технологических укладов, создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества и ее закономерностях, социальных и экологических последствиях развития технологий промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, энергетики, транспорта и т.д.

2) сформированность целостного представления о взаимосвязитехнологического прогресса и прогресса общества, качества жизни человека, сущности технологической культуры, культуры исследовательской и проектной деятельности, культуры сотрудничества и взаимодействия, эргономической культуры производства.

3) сформированность технологического мышления, владение проектным подходом при организации технологических процессов и поиске технологических решений: уметь анализировать потребности человека (ценности и блага), оценивать ресурсы для решения задачи, подбирать современные инструменты для реализации решения, проектировать, моделировать, макетировать, создавать и следовать технологической карте, ориентироваться в свойствах материалов, анализировать процесс и результат своей работы, обеспечивать безопасные условия работы и экологические требования.

4) умение проектировать технологический процесс создания ценности (услуги), умение разделять цели на подзадачи и этапы, учитывать необходимые условия, последовательность операций, способы решения, приёмы, стандарты качества.

5) знакомство с социальными, гуманитарными и материальными технологиями в реальной экономике на территории проживания обучающихся, ориентация в мире профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (включая, профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности и специфики регионального рынка труда).

6) приобретение практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни: базовые навыки в области обработки продуктов и материалов (ручной и автоматизированной), применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе – в быту.

7) соблюдать технику безопасности, технологическую культуру, производственную дисциплину и экологичность в процессе работы; осведомленность о возможных ошибках или видах издержек в процессе производства продукта или услуги.

8) овладение навыками применения современных, высокотехнологичных решений: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (станками с числовым программным управлением и лазерной резкой); аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; технологиями в сфере строительства, транспорта, агро- и биотехнологий; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей; реклама, маркетинг.

9) приобретение опыта применения самостоятельных технологических решений, их презентация и защиты; овладение опытом планирования, конструирования и проектирования, создания и следования технологической карте.

10) приобретение опыта разработки критериев оценки качества результатов труда, производительности труда, оценивания по заданным критериям результата труда других людей.

11) уметь создавать описание продукта (изделия, услуги) с помощью современных ИКТ технологий.

12) сформированность ответственного отношения к собственной деятельности и ключевых навыков работы в команде.

13) умение работать с информацией в цифровую эпоху, готовность к сотрудничеству, проявление инициативности, гибкости мышления, предприимчивости и самоорганизации.

14) развитие интереса к динамике жизненного цикла продукта, технологическому процессу производства, созданию парадоксальных инженерно-технологических решений, к дизайну и методам проектирования.

15) развитие интереса к решению изобретательских и творческих задач, дизайну вещей и объектов.

Прогресс общества обусловлен, в том числе, технологическим прогрессом. Эти процессы взаимосвязаны. Анализ этой взаимосвязи развивает технологическое мышление человека, способствует улучшению качества жизни.

В Приложение 14. (стр. 232) Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию.

Предлагаем заменить текст преамбулы в соответствии с внесенными изменениями в п. 40.9. Требования к предметным результатам.

Предлагаемый текст:

В результате освоения предмета «Технология» обучающиеся: формируют представления о техносфере, производительности труда в контексте технологических укладов, технологической эволюции человечества, социальных и экологических последствиях развития материальных технологий. Формируют целостное представление о взаимосвязитехнологического прогресса и прогресса общества, качества жизни людей, сущности технологической культуры, культуры исследовательской и проектной деятельности, культуры сотрудничества и взаимодействия, эргономической культуры производства. Формируют технологическое мышление и владение проектным подходом при организации технологических процессов и поиске технологических решений: умеют анализировать потребности человека (ценности и блага), оценивают ресурсы для решения задачи, подбирают современные инструменты для реализации решения, проектируют, моделируют, макетируют, создают и следуют технологической карте, ориентируются в свойствах материалов, анализируют процесс и результат своей работы, обеспечивают безопасные условия работы и экологические требования. Способны проектировать технологический процесс создания ценности (услуги), умеют разделять цели на подзадачи и этапы, учитывать необходимые условия, последовательность операций, способы решения, приёмы, стандарты качества. Используют информацию о социальных, гуманитарных и материальных технологиях в реальной экономике на территории проживания для ориентации в мире профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение. Демонстрируют практические умения необходимые для разумной организации собственной жизни: базовые навыки в области обработки продуктов и материалов (ручной и автоматизированной), применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе – в быту. Соблюдают технику безопасности, технологическую культуру, производственную дисциплину и экологичность в процессе планирования работы. Применяют в деятельности высокотехнологичные решения с использованием современных технических средств (в т.ч. электротехники и электроники), компьютерных и цифровых технологий для моделирования, прототипирование, рекламы, обработки материалов и пищевых продуктов, создания робототехнических и автоматизированных систем умного дома и интернета вещей. Прогнозируют применение высокотехнологичных решений в сфере строительства, транспорта, агро- и биотехнологий, электроэнергетики, маркетинга. Приобретают опыт применения самостоятельных технологических решений, их презентация и защиты; овладения опытом планирования, конструирования и проектирования, создания и следования технологической карте. Приобретают опыт разработки критериев оценки качества результатов труда, производительности труда, оценивания по заданным критериям результата труда других людей. Способны создавать описание (рекламы) продукта,изделия, услуги с помощью современных ИКТ технологий. Сформировано ответственное отношение к собственной деятельности и ключевые навыков работы в команде. Способны работать с информацией в цифровую эпоху, проявляют готовность к сотрудничеству, инициативность, гибкость мышления, предприимчивость и навыки самоорганизации. Проявляют интерес к динамике жизненного цикла продукта, технологическому процессу производства, созданию парадоксальных инженерно-технологических решений, решению изобретательских и творческих задач, дизайну вещей и методам проектирования.

Достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обеспечивается через реализацию базовых идей организации оптимального технологического процесса применительно к любой сфере человеческой деятельности: определение цели и потребности при организации технологического процесса; отбор (подбор, выбор) материала (сырья, объекта) для технологической обработки (предмет труда); выбор инструментов (машин, механизмов) для организации технологических процессов (средства труда); последовательность технологических этапов в процессе создания ценности (блага); описание качества продукта по критериям (изделия, услуги, сервиса), того, что стало результатом технологического процесса; строго соблюдает требования к технике безопасности, производственной дисциплине и экологичности производства.

Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Технология», ориентируясь на принцип возрастосообразности и логику развивающихся технологических «кругов» освоения предметного мира, центром которых является человек – потребитель и производитель технологий. Содержание модулей определяется последовательностью соприкосновения учеников с технологиями: ученик непосредственно и ежедневно соприкасается с технологиями (ближний технологический круг); ученик знакомится с технологиями в процессе освоения предметных школьных знаний (технологии в макромире); технологии будущего (инновационные технологии). Эти круги могут пересекаться на уровне конкретных модулей, в каждом из которых должна удерживаться рамка базовых идей курса.

Предмет «Технология» является прикладным, а не теоретическим, то есть в ходе его освоения знание учеником обретается на практике через алгоритм: «сначала делаю, потом осмысливаю, затем уточняю, рефлексирую, наконец, формирую целостное понимание». Деятельность по освоению курса носит преимущественно групповой характер, предполагающий взаимное оценивание, сотрудничество, распределение усилий в команде при создании и применении технологий.

Содержательные модули можно сделать избыточными по общему количеству и обозначить часть из них «звездочкой», дающей право школе самостоятельно формировать программу курса.

1. «Обработка конструкционных материалов»
2. «Обработка текстильных материалов»
3. «Пищевые технологии и технологии обработки продуктов»
4. «Робототехника и автоматизированные системы управления»
5. «Аддитивные технологии: 3D-моделирование, прототипирование и макетирование»
6. «Компьютерная графика, черчение, технологии дизайна»
7. «Строительные технологии»
8. «Транспортные технологии, связь и логистика»
9. «Технологии энергетики и энергосбережения»
10. «Социальные технологии»
11. «Агро- и биотехнологии»

Разработано специалистами Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны