Требования к метапредметным результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Стандарт начального общего образования устанавливает следующие требования к метапредметным результатам:

  1. овладение познавательными универсальными учебными действиями;
  2. овладение регулятивными универсальными учебными действиями;
  3. овладение коммуникативными универсальными учебными действиями;
  4. овладение умениями работать с информацией;
  5. овладение умениями участвовать в совместной деятельности.

При этом отдельно сформулирован ряд требований к метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования, которые также могут подразделяться на типы результатов.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Восстановить универсальные логические действия в перечне метапредметных результатов

В перечне познавательных универсальных учебных действий отсутствуют универсальные логические действия. В более ранних версия ФГОС (2009) они присутствовали:
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
О значимости универсальных логических действий. Сотрудники лаборатории социальной психологии факультета социологии СПб Госуниверсита много лет изучают типичные проблемы в обучении школьников. Руководитель лаборатории Людмила Аполлоновна Ясюкова: «Несмотря на кажущееся многообразие интеллектуальных задач, которые встают в процессе учебы перед школьниками, абсолютное большинство из них может быть решено с помощью понятийного мышления – основной психологической характеристики, необходимой для обучения в школе …, а недостатки в его формировании при прочих достоинствах развития постепенно осложняют обучение и в итоге делают его невозможным.» Она же: «Начальная школа — это тот период обучения, когда понятийное мышление еще не является абсолютно востребованным, но его основы могут и должны быть заложены.»
Предложение:
Предлагаем восстановить универсальные логические действия в перечне познавательных универсальных учебных действий.
Пояснение к предложению:
Тот факт, что какое-то из этих действий может встречаться в перечне предметных требований с предметной спецификой, вполне нормален как соотношение общего и частного. Более того, для универсальных действий, диагностируемых не в психолого-педагогических наблюдениях, а по результатам выполнения диагностических заданий, чрезвычайно целесообразно присутствие в перечне универсальных учебных действий. В этом случае специалисты по каждому учебному предмету смогут отследить, не пропустили ли они какое-то важное универсальное действие в своих требованиях по предмету (универсальное действие на своём предметном материале).


4 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны