Общие положения ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника начальной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Предложения по корректировке раздела "Общие положения"

1. В п. 3 необходимо определить методологическую основу стандарта, которая обеспечивает создание единого образовательного стандарта. «Представление об уникальности субъектов образовательных отношений» методологической основой не является.

Следует отметить, что за 10 лет введения ФГОС начального общего образования получен позитивный опыт реализации системно-деятельностного подхода, который может обеспечить достижение всех трех групп результатов. Отказ от этой методологии при сохранении 3-х групп требований, свидетельствует, что проект стандарта не является практико-ориентированным.

Предложение. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход.

2. Изменение порядка представления разделов, также можно расценивать как методологическую ошибку. Именно результаты являются системообразующим ядром стандарта, они определяют и структуру основной образовательной программы и условия ее реализации. Перемещение результатов на третью позицию можно объяснить только желанием разработчиков поставить их ближе к приложениям, но при такой логике невозможно объяснить, почему выбрана соответствующая структура ООП и система условий.

Предложение. Сохранить существующую логику представления разделов ФГОС: общие положения, планируемые результаты, структура ООП, условия.

3. п. 13.1 Необходимо привести в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 59 п. 3 «3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования…», данный подход обусловлен психологическими особенностями младшего школьника, поэтому уровень начального общего образования завершается промежуточной аттестацией. Представленные в п. 13 формулировки раскрывают понятия «текущий контроль успеваемости» и «промежуточную аттестацию».

Предложение. Заменить в тексте формулировку «промежуточная аттестация» на формулировку «текущий контроль успеваемости», а формулировку «итоговая аттестация» на «промежуточную аттестацию».

Обращаем внимание, что внесение изменений в Федеральный закон в данном контексте нецелесообразно.

4. В описании результатов «итоговой аттестации» (правильнее промежуточной) отсутствует понимание планируемых результатов, они заменены на знания и представления. Обращаем внимание, что в этом контексте уходит суть планируемых результатов, в них исчезает деятельностный компонент – умения (навыки), компетенции. Это связано с тем, что в проекте отсутствует методологическая основа.

5. п. 13.2 разрешает школам, не обращать внимание на формирование личностных результатов, так как без систематической диагностики, отслеживания динамике планомерное формирование невозможно. Приведенная формулировка не соответствует принципам государственной политики в области воспитания. Еще один аспект, данная формулировка не допускает включения личностных результатов во внутреннюю систему оценки качества, следовательно, на уровне школы не будет возможности принимать управленческие решения, позволяющие повышать уровень качества образования в области личностных результатов.

Предложение. Личностные результаты должны оцениваться либо в ходе неперсонифицированных процедур, либо результаты на уровне общеобразовательной организации представляются в форме общей аналитической информации.