Общие положения ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к начальному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника начальной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Общие положения

Предложения в ФГОС начального общего образования


В соответствии с требованиями к ООП по предмету «Окружающий мир», предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» должны отражать сформированность умений: приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных традиций и праздников; профессий; описывать на основе опорных слов наиболее распространенные в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее существенные признаки; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями; народов, населяющих Россию;−описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); хозяйственные занятия жителей родного края.

Вопрос: Как будет реализовываться данное содержание? Федеральный учебник не может отражать особенности каждого региона, поэтому считаем, что стандарт должен обозначить наличие учебных пособий, в качестве приложения к учебникам «Окружающий мир» в каждом регионе РФ.

Общие положения ФГОС Начального общего образования в пункте 3 говорится, что Стандарт направлен «… на реализацию права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Однако в «Требованиях к условиям реализации» нет ни одного пункта, касающегося реализации вышеназванного положения. Между тем проблема есть: это чрезмерное усложнение использования переведенных на родные языки учебников по предметам «Математика», «Окружающий мир». По каким соображениям переведенные слово в слово на языки народов РФ учебники вновь должны пройти ту же экспертизу, которую проходили будучи на русском языке.
В общих положениях ФГОС начального общего образования п.3 обозначено, что Стандарт направлен на обеспечение:
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Вопрос: В рамках изучения каких предметов учащиеся должны овладеть духовными ценностями родного языка, если в требованиях к предметным результатам освоения ООП НОО по изобразительному искусству и музыке вообще отсутствуют требования к изучению изобразительного и музыкального наследия родного народа.

В требованиях к предметным результатам ФГОС начального общего образования предметы «родной язык» и «государственный язык республики» обозначены знаком «/», что обозначает понятие «или». Не означает ли это, что школа может выбрать или родной язык, или государственный язык республики? Если да, почему ФГОС ставит школ перед выбором. Это противоречит Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в РФ».
Не расписаны требования к предметным результатам «Литературное чтение на родном языке» и «Родной язык». Означает ли это, что каждый регион сам разрабатывает данную часть. Если так, то тогда следует переложить эту обязанность органам управления образованием субъектов РФ в тексте ФГОС.