Требования к структуре программы ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, предметных областей, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность – 20%, от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к структуре ООП НОО в рамках ФГОС НОО.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Решить вопрос с родным (русским) языком и родной (русской) литературой

Прошу обратить внимание на то, что стандарт в действующем виде отдает содержание и результаты усвоения предметов "родной язык" и "родная литература" на усмотрение школ, что полностью противоречит ключевой задаче стандарта - формированию единого образовательного пространства.

Г-жа Васильева, как и ряд других чиновников, отвечающих за образование в нашей стране, публично говорят при этом о том, что стандарт - это некий обязательный для всех МИНИМУМ знаний, который ребенку дадут в КАЖДОЙ школе независимо от того, где она находится.

В настоящее время в этот минимум включены предметы "родной язык" и "родная литература". Включены как обязательные для изучения предметы, преподавание которых должно осуществляться в каждой без исключения школе.

Однако на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов РФ на изучение родного языка и родной литературы отводится 0 уроков в неделю, т.е. они не изучаются в качестве отдельных учебных дисциплин несмотря на то, что являются обязательными для изучения.
За счет этого у учащихся данных регионов освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Не профильные школы благодаря этому имеют возможность обучать детей по пятидневному режиму, а профильные - вводить изучение профильных предметов, сохраняя шестидневное обучение.

В Башкирии на изучение родного языка и родной литературы в значительной части школ отводится по 0,5 часа на каждый учебный предмет. Благодаря этому там тоже освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений - и уже со следующего года школьники переходят на пятидневный режим обучения.

В Татарстане подавляющее большинство школ (более 99% школ) отводят на изучение родного языка 2 урока в неделю и на изучение родной литературы 1 урок в неделю. Это достигается за счет сокращения вариативной части учебного плана и увеличения (вопреки нормам, прописанным во ФГОС) обязательной части учебного плана.
Но даже те редкие школы, где на изучение родного языка и родной литературы отводится только по 1 часу в неделю на каждое занятие (итого - 2 занятия в неделю) имеют учебный план, в котором одна только обязательная часть учебного плана уже превышает максимально допустимую учебную нагрузку для пятидневкой учебной недели.
Поскольку разработка образовательной программы (и учебного плана как составной части образовательной программы) находится в компетенции школ, дети в Татарстане по умолчанию лишены возможности как обучаться по пятидневке, так и изучать профильные предметы.
Никакой родительский совет не в силах изменить ситуацию просто потому, что школа, а не родительский совет принимают учебный план, который в принципе не позволяет учиться по пятидневке и в котором на вариативную часть учебного плана отводится в лучшем случае - 5% учебного времени, в худшем - 0%.

Обязательный минимум - на то и минимум, что должен быть одинаковым во всех школах России. И в том, что касается перечня изучаемых предметов, и в том, что касается их содержания, и в том, что касается количества часов, отводимых на их изучение.

Но если, например, в 1 классе в школе Москвы у учащихся 5 уроков русского языка, 4 урока литературы, 0 уроков родного языка и 0 уроков родной литературы, то в школах Татарстана у первоклассников 4 урока русского языка, 2 урока литературы, 2 урока родного языка и 1 урок родной литературы. То есть на 1 урок русского языка и на 2 урока литературного чтения меньше. А программу они должны пройти одну и ту же!
Ну и о каком единстве образовательного пространства в таком случае идет речь?

Второй не менее важный вопрос - единая программа для всех школ России по родному русскому языку и родной русской литературе. С учетом того, что данные предметы включены в перечень обязательных дисциплин, подавляющему большинству школ такая программа понадобится в ближайшее время.
Тем не менее, реестр образовательных программ до сих пор не содержит программы по родной (русской) литературе. Да и программа по родному (русскому) языку появилась только в этом году, в то время как наши дети "изучают" этот предмет уже 2 (!) года.

Помимо этого в школах Татарстана не следуют рекомендациям программ по родному русскому языку, касающимся количества часов, отводимых на изучение этих предметов. В Татарстане на эти предметы выделают бОльшее количество часов в ущерб другим обязательным предметам в первом классе и предметам вариативной части - во 2-9 классах.

А с "родной литературой" и вовсе творят чудеса. Программы-то нет. Поэтому на уроках родной (русской) литературы дети изучают, например, татарскую литературу на русском языке. Такой подход, несомненно, позволяет сохранить рабочие места учителям татарского языка. Но творчество Габдуллы Тукая, при всем моем к нему уважении, к русской литературе не имеет ни малейшего отношения!
И ребенок, который в другом регионе изучал на уроках родной литературы произведения русских писателей, при переезде в Татарстан неизбежно окажется учеником, который программой новой школы по родной литературе не владеет. Потому что содержание предмета "родная (русская) литература" несмотря на то, что предмет входит в обязательную часть учебного плана, никем не регламентируется. И в каждой школе по этому предмету своя программа.

Считаю необходимым:
1. Разработать единую для всех школ Российской Федерации с русским языком обучения обязательную часть учебного плана.
Эта часть в любой школе с русским языком обучения, независимо от того, в каком регионе эта школа расположена, должна:
а) быть одинаковой в части перечня обязательных для изучения предметов;
б) быть одинаковой в части количества часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов (никаких "0 уроков родного в Москве" и "3 урока родного в Татарстане");
в) не превышать максимально допустимую учебную нагрузку, рекомендованную СанПиН для пятидневной учебной недели.

2. Централизованно разработать программу по родной (русской) литературе как для начальной школы, так и для среднего звена, и разместить ее в реестре образовательных программ.

3. Разработать и включить в ФПУ учебники по родному русскому языку (для каждого года обучения) и родной русской литературе (для каждого года обучения). Наши дети вот уже два года трижды в неделю изучают учебный предмет без учебников.

4. Обратить особое внимание на квалификацию учителей родного русского языка и родной русской литературы. В Татарстане, увы, родной русский язык и родную русскую литературу преподают учителя, которые по-русски говорят и пишут с ошибками, смешными даже для учеников начальной школы. Им выдали корочки о прохождении курсов, но учить детей они не могут, поскольку русский язык по-прежнему знают хуже, чем дети - носители этого языка. Это было бы смешно, если бы не было страшно.
Родной русский язык и родную русскую литературу в школах с русским языком обучения должны вести люди, для которых именно русский язык является родным - и которые могут обучить детей грамотной речи и грамотному письму. Сейчас, к сожалению, на уроках родного русского языка и родной русской литературы наших детей РАЗУЧИВАЮТ пользоваться русским языком, а не обучают ему.

Спасибо за внимание!