Требования к структуре программы ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, предметных областей, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность – 20%, от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к структуре ООП НОО в рамках ФГОС НОО.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Предметную область "родной язык и литературное чтение на родном языке" необходимо исключить из перечня обязательных учебных дисциплин

Уважаемые разработчики стандарта! Обращаю Ваше внимание на то, что положение об обязательном изучении родного языка, предлагаемое проектами стандартов (как начального, так и основного общего образования) содержит ряд серьезных нарушений законодательства Российской Федерации и вступает в противоречие с поручениями Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам Совета по межнациональным отношениям в г.Йошкар-Ола от 28.08.2017 года.

1. Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации "Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".
Принуждение к написанию заявления о выборе того или иного РОДНОГО языка, которое имеет место в Татарстане в настоящее время и, согласно положениям проектов ФГОС, будет иметь место в дальнейшем во всех регионах страны, является косвенным принуждением к указанию национальности ребенка. Фиксируя, что родным языком ребенка является, например, украинский, родитель вынужденно информирует школу о национальности своего ребенка. А такое, согласно Конституции РФ, недопустимо.
В Татарстане это противоречие пытаются обойти, говоря о том, что на уроках родного языка ученик не обязательно должен изучать именно свой родной язык. И, таким образом, данная информация не является вынужденным предоставлением сведений о национальности ребенка. Однако в случае, если изучаемый на уроке родного языка предмет не является родным языком ребенка (даже если он выбран добровольно - хотя случаи, когда ребенок выбирает для изучения в качестве родного языка чужой язык под угрозой не аттестации, также распространены в республике), речь автоматически идет о том, что ребенка вынуждают чужой язык называть родным, что, по-меньшей мере, неэтично. А в перспективе ведет к межнациональным конфликтам и обидам.

2. Согласно п.2 статьи 19 Конституции РФ, "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

Введение родного языка в перечень обязательных учебных дисциплин при условии, что современная система образования не может гарантировать каждому ребенку изучение его родного языка, автоматически обозначает дискриминацию по языковому признаку всех детей, которым школа не может предоставить изучение их родного языка - и под угрозой не аттестации принуждает к изучению чужого для них языка.

Помимо этого, в настоящее время примерными образовательными программами начального общего и основного общего образования рекомендованы варианты учебных планов, содержание обязательной (базовой) части которых отличается и по набору предметов, и по количеству часов, отводимых на обязательную часть учебного плана.

Такое совершенно недопустимо, так как увеличение обязательной части учебного плана (в частности, за счет введения двух уроков родного языка и одного урока родной литературы) неизбежно влечет за собой уменьшение части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

В условиях действующих СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", вводящего ограничение на предельно допустимую учебную нагрузку это автоматически означает уменьшение части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. В связи с этим дети, обучающиеся в школах национальных республик, где введено изучение родного языка и литературы в количестве трех уроков в неделю, неизбежно оказываются ограничены в праве на изучение предметов по выбору, обеспечивающих их индивидуальные образовательные потребности, по сравнению с учениками школ, где предметная область "родной язык и литература" не включены в учебный план вовсе, либо включены в объеме 0,5 часа в неделю для каждого из предметов данной предметной области.

Однако увеличение нагрузки сверх предельно допустимой невозможно, поскольку это неизбежно скажется на здоровье школьников. В связи с этим видится целесообразным разработка единой для всех школ Российской Федерации (как в части учебных предметов, так и в части количества часов, отводимых на их изучение) обязательной части учебного плана, независимой от того, по какому режиму (пяти или шестидневному) организована работа образовательной организации. Это, в свою очередь, требует серьезной корректировки не только ФГОС, но и примерных образовательных программ, которые в настоящее время не отвечают не только требованиям ФГОС, но и действующему законодательству Российской Федерации.

Одновременно с этим требуется корректировка Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, согласно которому экзамены по всем учебным предметам за исключением иностранного языка, а также родного языка и родной литературы, сдаются на русском языке. Такое положение порядка проведения ГИА ставит всех детей, выбравших для изучения русский язык, в заведомо неравное положение с детьми, изучающими в качестве родного языка иной (не русский) язык, что является прямым нарушением 19 статьи Конституции РФ и дискриминацией русскоязычных детей по языковому признаку.

3. Помимо этого, включение предметной области "родной язык и литература" в перечень обязательных является ничем иным, как подменой понятий Конституции РФ, закрепляющей ПРАВО НА ИЗУЧЕНИЕ родного языка, а не ПРАВО ВЫБОРА ЯЗЫКА, изучаемого ребенком в качестве родного в обязательном порядке, из ограниченного перечня, который может предоставить система образования.

Текущие формулировки ФГОС вступают в противоречие как с Конституцией РФ, так и с поручениями президента Российской Федерации В.В.Путина ("Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести проверку соблюдения в субъектах Российской Федерации положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения ПРАВ граждан Российской Федерации на добровольное ИЗУЧЕНИЕ родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации").

4. Кроме того, практика уже показала, что при таком подходе дети, которым школа не может предоставить изучение их родного языка, принуждаются к изучению неродного языка, поскольку отказаться от изучения данного предмета они не имеют права под угрозой неаттестации. Такая ситуация полностью противоречит заявлению нашего Президента Владимира Владимировича Путина на Совете по межнациональным отношениям в г.Йошкар-Ола 20 июля 2017 года о том, что "Языки народов России - это также неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского".

На основании вышеперечисленного считаю необходимым в проектах стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО:
1) либо исключить из перечня обязательных для изучения предметов предметную область "родной язык и родная литература";
2) либо (по аналогии со вторым иностранным языком в проекте ФГОС ООО) добавить в стандарты примечание о том, что в учебный план школы в целях обеспечения этнокультурных потребностей учащихся по заявлениям родителей может быть добавлена предметная область "родной язык и родная литература". В целях защиты прав детей и с учетом опыта реализации данной предметной области в национальных республиках (в частности, в Республике Татарстан) уместно дополнить такое примечание положением о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право отказаться от изучения ребенком до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка государственного языка республик Российской Федерации, а также родного языка и родной литературы или иных предметов этнокультурной направленности на основании личного заявления.
Подобное уточнение необходимо для того, чтобы избежать ситуаций, когда ребенка принуждают изучать чужой язык под угрозой неаттестации и/или когда в качестве единственно возможной альтернативы регионального государственного языка в рамках вариативной части учебного плана вводят предметы из серии "культура родного края", "уфаведение", "традиции края" и т.п. Данные предметы не отвечают индивидуальным образовательным потребностям учащихся, однако ввиду отсутствия альтернативы и под угрозой не аттестации в связи с не выполнением образовательной программы родители, в ущерб образовательным интересам детей, вынужденны выбирать данные курсы, что совершенно недопустимо;
3) либо разработать и утвердить
а) учебный план с ЕДИНОЙ для всех школ Российской Федерации обязательной частью (как в плане перечня изучаемых предметов, так и в плане количества часов, отводимых на их изучение), чтобы не лишать детей возможности изучать востребованные ими предметы в рамках вариативной части учебного плана или обучаться по пятидневке;
б) ЕДИНЫЕ для всех школ Российской Федерации рабочие программы по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе, исключающей дублирование курса русского языка и литературы (учебное время детей не должно расходоваться впустую);
в) внести изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, убрав пункт о том, что экзамены по всем учебным предметам за исключением иностранного языка, А ТАКЖЕ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, сдаются на русском языке (чтобы обеспечить русскоязычным детям возможность сдавать экзамен по родному языку наряду с детьми, у которых иные родные языки).


2 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны