Общие положения ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника основной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Изменения по ФГОС

  • Необходимо ещё раз проработать межпредметные связи по линии иностранный язык – русский язык, иностранный язык – начальная школа, особенно в части требований к текстовым объёмам и времени, очерёдности подачи грамматического материала. Учесть проверенное временем правило К.Д. Ушинского о том, что грамматика иностранного языка не должна идти впереди родного.
  • Перевести второй иностранный язык на факультативную основу. За счет освободившихся средств увеличить количество часов на историю, если уж мы говорим о патриотизме и его формировании.
  • Сохранить в перечне предметов блока «Искусство» учебный предмет «Мировая художественная культура».
  • Закрепить в Стандарте единый график контрольных работ, исключающий перегрузку учащихся и учителей.
  • Вернуть в школу соблюдение единого орфографического режима: обязательное проведение словарной работы по всем учебным предметам.

Литература

  • У учителя должна быть возможность выбора произведений для изучения.
  • Ответственно подойти к определению содержания «Литературного образования современного человека»: обязательные для изучения произведения – 50-60% всего изучаемого материала, остальная часть разрабатывается учителем , основываясь на уровне подготовленности конкретного класса.
  • Региональный компонент вынести в отдельный факультативный час.
  • Разработать «Единый обязательный минимум по внеклассному чтению».
  • Разработать единый список произведений для выразительного чтения наизусть.
  • Произведения зарубежной литературы изучать факультативным курсом.

Русский язык

  • Разработать единую образовательную программу по русскому языку, литературе, составить на её основе единый УМК в двух вариантах: 1-й вариант – для общеобразовательных классов, 2-ой – для углублённого изучения предметов (соблюдая преемственность с 1 по 9 класс). Подобрать для единых УМК соответствующие методические пособия, предварительно прорецензировав имеющиеся в настоящее время, разрешив к использованию одни авторские коллективы и запретив другие, т.к. сегодня можно встретить некорректную подачу материала в ряде существующих пособий.
  • Содержание ВПР по русскому языку должно быть пересмотрено, т.к. учащимся 5-8 классов сложно концентрировать внимание в течение 60-90 минут. Целесообразно было бы часть 1 и часть 2 ВПР по русскому языку разделить на две самостоятельные работы ( часть 1- «Грамматика», часть 2 – «Текстология»), которые будут проводиться в разное время.
  • Разработать для 5-9 классов «Перечень фразеологических единиц», обязательных для изучения. Включать в ВПР фразеологизмы из этого «Перечня».
  • Разработать для 5-9 классов «Орфоэпический минимум» по годам обучения. Данный «Минимум» должен соблюдаться на всей территории РФ.
  • В 9 классе увеличить количество часов, добавив минимум 1 час на подготовку к ГИА (устному собеседованию и экзаменационной работе).
  • В 5-8 классах добавить 1 час в неделю на подготовку к ВПР и РПР.
  • В 5-6 классах тему «Глагол» целесообразно изучать во 2-3 четверти.
  • В 7 классе тему «Служебные части речи» целесообразнее перенести на 1 четверть 8 класса.
  • Не разделять темы «Причастие» и «Деепричастие» на разные годы обучения (оставить в одном классе).
  • Исключить из списка обязательных предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература».

История/Обществознание

1.Требования ФГОС по истории не учитывают огромный исторический материал, на изучение которого выделяется всего по два часа в неделю на ступени основного общего образования. Целесообразно увеличить количество часов, отведённых на изучение данного предмета для повышения качества усваиваемого материала.