Общие положения ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника основной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

ПРОЕКТ СТАНДАРТА, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В СУЩЕСТВУЮЩЕМ ВИДЕ НЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ НИ ЗАЯВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, НИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЕГО ПОЛОЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

ФГОС ООО – это должно быть в первую очередь, точное, структурированное и взаимоувязанное определение целевых требований к перспективной системе средней ступени образования, которые за определенный промежуток времени должны быть нормативно реализованы на всех уровнях от государственных структур до конкретных ОУ. Поэтому детальная проработка и взаимоувязка всех аспектов – прямая обязанность разработчиков образовательного Стандарта, коллективный труд стратегов, аналитиков и системных интеграторов.

Стандарт системы образования государства, как минимум должен содержать следующую информацию:

  • Концептуальное видение желаемого состояния государственной системы ООО: горизонт планирования действия стандарта, каким внешним вызовам прогнозируется противостоять системе, какие обязательства берет на себя система образования перед государством и обществом (кратко, ёмко, без лишнего пафоса, желательно базироваться на результатах профессионального SWOT-анализа)
  • Стандартизация «продуктов» системы образования → Формулирование требований к параметрам «продуктов» на входе (связь с ФГОС начальной школы), в процессе обучения в средней школе (промежуточные образовательные циклы) и на выходе (связь с ФГОС старшей школы);
  • Стандартизация «ресурсов» системы образования, которые требуются для функционирования системы → формулирование требований к составу и параметрам «ресурсов» → Система работы с кадрами для ОУ (квалификационные требования, аттестация, подготовка и переподготовка кадров) ;
  • Стандартизация «рабочих элементов» системы образования, подлежащих документированию, а также их связей в структуре (вертикальные связи, т.е. « что часть чего» ) и в процессах документирования (горизонтальные связи, т.е. «с чем взаимосвязано») → Формулирование требований к функциональности элементов системы образования, их неизбыточности, непротиворечивости и взаимоувязанности, в том числе и по лимитам времени→ порядок лицензирования и аккредитации ОУ;
  • Стандартизация образовательных технологии и операционных процессов ОУ, которые обеспечивают эффективное функционирование системы → Формулирование требований к распределению нормированного СанПиН времени учебной нагрузки, требований к учебным программам, объемам и глубине изучаемого материала, используемым методам и технологиям обучения, регламентированным процедурам оценки эффективности образовательных технологий→ Централизованные программы методологической поддержки деятельности ОУ, целевые заказы на разработку и издание УМК, формирование КИМов на базе программных требований;
  • Стандартизация инфраструктуры ОУ, позволяющей им обеспечивать эффективное выполнение операционных процессов → формулирование требований к параметрам «инфраструктуры» → Бюджет развития инфаструктуры ОУ;
  • Стандартизация многоуровневого контура управления системой с обратной связью и мерами, позволяющими работать ОУ «по отклонениям» → Формулирование требований к контролю соответствия всех элементов системы заявленным требованиям и формирование системы ключевых показателей эффективности (по аналогии KPI)

К сожалению, в Общих положениях СТАНДАРТА такое верхнеуровневое видение на систему образования отсутствует. Как следствие, детализация отдельных элементов системы в других разделах проекта документа - это не связанные между собой части, каждая из которых превращается в огромный неудобоваримый массив информации, и не только не дает понимания, как же будут взаимосвязаны и на практике реализованы отдельные аспекты системы образования (образовательная программа; условия для её реализации; метапредметные, предметные и личностные результаты её функционирования), но и окончательно запутывая дело, приводит в интеллектуальное уныние.

Закономерным итогом является понимание учителями-предметниками факта, что обучение по тому спектру знаний умений и навыков в их предметной области, которому они должны научить подростка за тот лимит времени, который у них сейчас имеется, качественно выполнить В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО! И так по каждому школьному предмету...

Воистину, "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй...»

А "субъект" , который должен будет все эти объемы принять, понять и освоить, а в идеале увязать у себя в голове это в целостную научную картину мира - один! И это ребенок 10-15 лет в период пубертата. Благо, если с сохраненным интеллектом и здоровой психикой.

При этом, согласно проекту ФГОС общий баланс учебного времени среднешкольника по СанПиН будет разделен в пропорции 70/30 между обязательностью и свободным выбором. И как вы думаете, какой набор образовательных предметов выберет перегруженный никак не мотивированный к системному познанию наук подросток? Естественно, что минимум сложных наук и максимум чего попроще...Поэтому тщетны надежды предметников, что им увеличат лимиты времени на освоение заявленных в стандарте тем. Вот только так - "галопом по Европам" - без отработки и системного понимания предмета.

Именно поэтому в стандарте отсутствует баланс времени для освоения программы в разбивке по предметам, выделенных на обязательное изучение каждого! И когда предметники увидят в реальности, сколько у них есть ресурсов, а потом сравнят с теми стандартными объемами, что включены во ФГОС, то...

Для меня, как родителя, вывод из проекта ФГОС очевиден - выбор ребенком специализации уже в средней школе: приоритетный модуль наук в полном объеме, непрофильные модули - обзорно по минимуму только в тех моментах, которые нужны по профилю, остальное - по возможности в игнор! Учимся расставлять образовательные приоритеты. Учителей только жалко. Они искренне переживают за результаты своего труда. Пока переживают. После введения в действие нового ФГОСа просто махнут рукой, ибо нельзя объять необъятное...

Вот такая "гармонично развитая личность" на выходе из системы образования получится! Ну, уж тогда честно заявите в новом Стандарте ООО выходные параметры "успешного продукта" школьной системы образования, в зависимости от выбранного им уровня подготовки в ОУ (без репетиторов):

  • Базовый (общеознакомительный с практической направленностью). Цель - преодолеть пороговый балл ГИА по обязательным предметам
  • Стандартный (хорошая эрудиция в широком спектре наук с неглубоким погружением, но метапредметностью). Цель - выше 40% ГИА по любому из школьных предметов
  • Профильный (специализация в выбранной области знаний). Цель - выше 60% по предметам профиля и выше 40% по остальным.

Вывод: ПРОЕКТ СТАНДАРТА, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В СУЩЕСТВУЮЩЕМ ВИДЕ НЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ НИ ЗАЯВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, НИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ, И ТРЕБУЕТ СУЩЕСТВЕННОЙ ДОРАБОТКИ И ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ ВЫСКАЗАННЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПУБЛИЧНОЙ ДИСКУССИИ.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ, ОН СОДЕРЖИТ ПРЯМЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, УМЫШЛЕНО ПЕРЕГРУЖАЯ "НЕСУЩИЕ КОНСТРУКЦИИ" ШКОЛЬНОГО ЗВЕНА, ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РАЗВАЛА СИСТЕМЫ ВСЕОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ!

4 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны