Общие положения ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника основной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

НЕОБХОДИМО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕСМОТРЕТЬ КОНЦЕПЦИЮ ФГОС ООО

1. В проекте ФГОС заложена нереализуемая педагогическая модель. Разработчики документа составили подробные перечни, не учитывая или не принимая во внимание реальные возможности конкретной педагогической деятельности. На уровне концепции проекта это невнимание (непонимание) приводит к парадоксальной ситуации: попытке соединить в одном документе то, что соединить невозможно в педагогической практике: «предметы дисциплин», «предметные и метапредметные требования к их освоению».

2. Если бы в проекте был последовательно реализован принцип метапредметности, структура документа была бы иной, а именно определяющей модели педагогической деятельности участников отношений. В общем виде: КОНКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ, который учитель и ученики на протяжении определенного измеряемого количества времени изучают разными способами (групповое исследование, проект, игра, моделирование и т.п.) с позиций разных «дисциплин».

3. Простой статистический подсчет измеряемых педагогических единиц в требованиях к освоению дисциплины «обществознание», к примеру, при сокращении общего времени на освоение предмета позволяет сделать обоснованный вывод о том, что единственной деятельностью по «освоению» требований в рамках отведенного стандартом времени будет механическое заучивание списка терминов и положений с определениям и шаблонными пояснениями. Подробно мои предложения можно прочитать по ссылке: https://www.preobra.ru/improject-5700/users/113109 Противоположная ситуация с требованиями к освоению обязательной дисциплины "основы духовной культуры" : измеряемые позиции в требованиях отсутствуют.

4. Основная (в том числе и материальная) нагрузка на освоение «дисциплинарных» требований ляжет на родителей, которые будут вынуждены компенсировать «неуспеваемость» в силу объемов требований, дополнительными платными занятиями для своих детей по тем предметам, которые они (дети) будут сдавать в качестве ГИА.

5. В чьих интересах составлен проект ФГОСа: единственными заинтересованными в принятии проекта ФГОСа группами являются: П.5. (ФГОС): авторы (разработчики) учебных изданий, учебно-методических пособий, разработчики контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования. Только они и могут в «бумажных» видах деятельности реализовать те виды предметных и метапредметных требований, которые предложены в стандарте.

6. В итоге важная задача - отказаться от обучения как «подготовки» к тестам ГИА в пользу качественной педагогики, подменена в новом проекте ФГОСа «деятельностными» и ценностными риторическими формулировками, с сохранением и усилением старой стратегии за счет нового процентного перераспределения учебных часов.

7. Риски:

Очевидно, что с учетом сокращения часов на освоение основной программы при увеличении объема требований документ игнорирует реальные возможности средне статических школ. Положение же стандарта, указанное в п.3 «государственных гарантий качества» являются лишь «бумажными», поскольку гарантии не могут быть удостоверены принимающей стороной (школьниками и их представителями). В итоге мы рискуем получить:

- неравный доступ к качественному образованию, поскольку успешная аттестация ГИА будет зависеть от того доступны ли конкретному родителю дополнительная качественная подготовка по конкретному предмету (репетиторы, курсы и т.д.)

- падение качества освоения общенаучных дисциплин за счет увеличения времени на воспитание вкуса (искусство) и религиозного и/или (требования не ясны) нравственного сознания (ОДК).

- в случае доработки крайне важно, чтобы разработчики ФГОС ООО и потенциальные составители КИМов - были "не пересекающимися группами" , при этом составы этих группы должны носить публичный характер ( по аналогии с составом центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады).