Общие положения ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника основной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Необходимо внести изменения в части уточнения методологии стандарта и его практической значимости

1. В п. 3 необходимо определить методологическую основу стандарта, которая обеспечивает создание единого образовательного стандарта. «Представление об уникальности субъектов образовательных отношений» методологической основой не является.

Целесообразно оставить методологической основой ФГОС основного общего образования системно-деятельностный подход, так как данный подход раскрывает способы достижения трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Предложение. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход.

2. Изменение порядка представления разделов, также можно расценивать как методологическую ошибку. Именно результаты являются системообразующим ядром стандарта, они определяют и структуру основной образовательной программы и условия ее реализации. Перемещение результатов на третью позицию можно объяснить только желанием разработчиков поставить их ближе к приложениям, но при такой логике невозможно объяснить, почему выбрана соответствующая структура ООП и система условий.

Предложение. Сохранить существующую логику представления разделов ФГОС: общие положения, требования к планируемым результатам, к структура ООП, к условиям реализации ООП.

3. В пункт 13.1 необходимо включить «текущий контроль успеваемости», который обеспечивает своевременное реагирование педагогических работников на отклонение от заданных федеральными государственными стандартами норм, внести коррективы в деятельность, позволяющие обучающимся освоить планируемые результаты. Осуществление текущего контроля успеваемости является компетенцией общеобразовательной организации, и следовательно, подходы к его организации должны быть зафиксированы в локальных нормативных актах, в том числе в основной образовательной программе школы.

Предложение. Дополнить текст: «Оценка достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает в себя три составляющие:

  • результаты текущего контроля успеваемости, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы;
  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, характеризующие уровень освоения основной образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы основного общего образования.

5. п. 13.2 разрешает школам, не обращать внимание на формирование личностных результатов, так как без систематической диагностики, отслеживания динамики планомерное формирование невозможно. Приведенная формулировка не соответствует принципам государственной политики в области воспитания. Еще один аспект, данная формулировка не допускает включения личностных результатов во внутреннюю систему оценки качества, следовательно, на уровне школы не будет возможности принимать управленческие решения, позволяющие повышать уровень качества образования в области личностных результатов.

Предложение. Личностные результаты должны оцениваться либо в ходе неперсонифицированных процедур, либо результаты на уровне общеобразовательной организации представляются в форме общей аналитической информации.