Общие положения ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность обязательных требований к основному общему образованию.

В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника основной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.

Поэтому важно, чтобы Стандарт был всесторонне проработан и прошёл общественную экспертизу здесь.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Против лома есть приём?

Стандарт чаще всего воспринимается как документ, фиксирующий требования только к минимальному уровню обучения, якобы именно по этой причине в нём нет ни слова про углублённое изучение математики. Давайте почитаем первые страницы Общих положений.

«3. Стандарт направлен на обеспечение: …

вариативности содержания основных образовательных программ основного общего образования, возможности формирования основных образовательных программ основного общего образования различной сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)…

государственных гарантий качества основного общего образования на основе единства обязательных требований …».

Здесь я вижу три опасности.

1) Декларируемая вариативность входит в противоречие с практикой: разрезание материала по классам, навязывание всей стране научно, методически не обоснованного способа обучения математике, показавшего за почти 50 лет свою недостаточную эффективность, приводит к тому, что авторам учебников стандартом навязывается способ изучения обыкновенных и десятичных дробей, который может присниться только в кошмарном сне. Подробности описаны в моих предложениях в других ветках обсуждения и на сайте www.shevkin.ru.

2) О каком учёте образовательных потребностей и способностей обучающихся (включая одаренных детей) может идти речь, если углублённое изучение математики вообще исключено из обсуждения в стандарте?

3) Последствием пункта 2) может быть появление «условного Г. Грефа», который заявит, что углублённое изучение математики это пережитки социализма, в стандарте его нет, государство будет финансировать образовательные потребности граждан исключительно в рамках стандарта. Товарищи составители документа, товарищи обсуждающие, у вас есть приём против такого «лома»?

Чтобы не сомневаться, что такой вариант возможен, почитайте заявления бывшего министра образования Э.Д.Днепрова http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0177/gazeta022...

Он описывает, как с помощью базисного учебного плана в то время можно было ввести частично платное обучение в массовой школе. Вы уверены, что этого нельзя будет при желании сделать с опорой на стандарт, в котором нет углублённого изучения математики? Гражданам, желающим дать своим детям образование более высокого уровня, могут предложить оплатить «дополнительные образовательные услуги», то есть дополнительные часы на углубление. Если либералы в Правительстве и в Министерстве просвещения окончательно сломят наше сопротивление, то даже не сомневайтесь – так оно и будет. Не зря же они ввели понятие «образовательные услуги». Не зря же господин Греф высказался о пережитках социализма. Либералы помнят давнее высказывание жены директора Всемирного банка Элен Вулфенсон: «Россия, по нашему мнению, недостаточно богатая страна, чтобы иметь общедоступное хорошее математическое образование. И мы добьёмся адекватного внимания к нашему мнению».

Вот они и добиваются. Это ружьё, давно висящее на сцене, обязательно выстрелит. А вы сомневаетесь?

10 доработок
Просмотр и добавление доработок недоступны