Требования к структуре программы ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, предметных областей, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность – 30%, от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к структуре ООП ООО в рамках ФГОС ООО.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
22
часа
32
минуты
451 предложение
Показывать

Вернуть обязательное изучение татарского языка в школах Татарстана

В РТ должен быть возвращен полноценный предмет татарского языка в обязательном порядке. Не секрет что отменив обязательное изучение русского языка, это привело бы не к самым лучшим последствиям относительно русского языка, это естественно привело бы к деструктивному положению русского языка, так вот татарский язык и языки других регионов так же нуждаются в благоприятных условиях для сохранения этих языков. Так же стоит учитывать что малые народы проживая на своем национальном регионе, не должны чувствовать себя иностранцами когда начинают говорить на своем, изучение региональных языков малых народов в их национальных регионах, должны преподаваться в обязательном порядке наравне с русским языком вне зависимости от национальности. В тех условиях в которых оказались региональные языки малых народов, языки нуждаются в поддержке в виде обязательного изучения в школах наравне с русским. Вы позаботились о русском языке и создали благоприятные условия для него в любом регионе, вы прекрасно понимаете что нужно для развития и сохранения языка и это вы применили по отношению к русскому языку в любом регионе РФ. Просим вас так же проработать стандарты которые так же сохраняли бы и языки малых народов наравне с русским.

Уважаемые авторы проекта ФГОС ООО! Нельзя исключать предмет Второй иностранный язык из числа обязательных предметов предметной области "Иностранные языки". Второй иностранный язык должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Сноска, включенная в раздел "Требования к структуре рабочей программы" по Второму языку ставит под угрозу все изменения, которые произошли в школьной языковой политике с 2015 г. Эта сноска противоречит Указу Президента " О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г. От 07 мая 2018 г., в соответствии с которым одной из целей является "обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования". В настоящее время страны, которые являются лидерами в образовании, двигаются в направлении многоязычия. Многоязычие является неотъемлемой частью жизни современного общества. Многоязычие представляет человеку огромные возможности для общения, сохранения и развития культур. И МЫ СЕЙЧАС ОТКАЗЫВАЕМСЯ ОТ ЭТОГО. Уважаемые авторы проекта ФГОС! Подумайте об учителях, которые благодаря новому стандарту без обязательного изучения Второго иностранного языка через несколько лет останутся без работы. ПОДУМАЙТЕ....

Второй иностранный язык должен быть обязательным

Вернуть обязательное изучение татарского языка в школах Татарстана

Татарский язык является государственным в Республике Татарстан наряду с русским языком, и должен также изучаться в школах как обязательный предмет. Перевод его в категорию "предметов по выбору" - прямой шаг к исчезновению татарского языка, выводу его из употребления. Это напрямую противоречит Конституции РФ, согласно которой государство обязано сохранять и обеспечивать условия для сохранения и развития языков народов России. Также, изучение в школах татарского языка - необходимое условие для поддержания гармонии межнациональных отношений в республике.

Изменить названия приложений "Требования к результатам..., выносимым на ПАи ИА"

Согласно ст.28 273-ФЗ о компетенции ОО: " 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам." и "3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: ...10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;". Кроме того, ст 59 : "3. Итоговая аттестация, завершающая освоение ООП ООО и СОО, ...является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом".

Поэтому 1) установление государственных требований к результатам промежуточной аттестации и итоговой аттестации, по которым не предусмотрена ГИА, противоречит указанным пунктам ФЗ. 2) Поскольку ПА и ИА это вполне конкретные процедуры, формулировка"требования к результатам..., выносимым на ПА и ИА" недвусмысленно предписывает включить все перечисленные требования в ПА и (или) ИА. Что не только практически, но даже теоретически невозможно, например, в рамках годовой контрольной работы или защиты индивидуального проекта (если ОО выбрала такую форму ПА, или что-то обязательно включать, а что-то не включать?). Вывод: Обеспечивая единство образовательного пространства и вариативность содержания (по закону!), предлагаю убрать фразу "выносимым на ПАи ИА", назвав эти Приложения " Требования к предметным результатам освоения учебного предмета Х по годам обучения". Это заставит авторов КИМов всех уровней и НОВЫХ УМК (под новый стандарт написанных) строго придерживаться распределения содержания учебного материала по годам обучения, не ограничивая их свободы в выборе методических подходов (совсем необязательно, мало того, незаконно, в т.ч. в соответствии с антимонопольным законодательством, иметь один единственный УМК). И оставить в компетенции ОО порядок и формы ПА и ИА, контроля и оценки степени достижения этих результатов на законных основаниях. Ну, или давайте ФЗ "править"

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК В БАШКИРСКИХ ШКОЛАХ

В Башҡортостане по данным Ростат 36,05% русские, 29,49% башкиры, 25,39% татары, 8,62% остальные национальности.


Считаю что в Республике Башҡортостан даже обсуждаться не должно, то чтобы в число обязательного предмета родного языка был - Башкирский язык для башкир. А не русский. Русский государственный, но не родной нам язык!


Русские и другие национальности могли бы выбрать 2-ой иностранный предмет вместо Башкирского. Заставлять учить не свой родной язык- бессмысленно. Но и пытаться уничтожить наш родной башкирский язык на нашей же родине - как минимум не красиво.


Или пусть будут отдельно башкирские, русские, татарские школы. Каждый учится на своём родном языке в своей школе и нет споров.

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА.

Татарский язык - государственный язык республики Татарстан.Изучение татарского языка в Татарстане должно быть обязательным для всех учеников Татарстана.

Что необходимо изменить в требованиях

Считаю, что необходимо не только составить единые требования к рабочим программам, но и так же обеспечить учителей готовыми программами и методической литературой по предмету.

Решить вопрос с предметами "родной (русский) язык" и "родная (русская) литература"

Прошу обратить внимание на то, что стандарт в действующем виде отдает содержание и результаты усвоения предметов "родной язык" и "родная литература" на усмотрение школ, что полностью противоречит ключевой задаче стандарта - формированию единого образовательного пространства.

Г-жа Васильева, как и ряд других чиновников, отвечающих за образование в нашей стране, публично говорят при этом о том, что стандарт - это некий обязательный для всех МИНИМУМ знаний, который ребенку дадут в КАЖДОЙ школе независимо от того, где она находится.

В настоящее время в этот минимум включены предметы "родной язык" и "родная литература". Включены как обязательные для изучения предметы, преподавание которых должно осуществляться в каждой без исключения школе.

Однако на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов РФ на изучение родного языка и родной литературы отводится 0 уроков в неделю, т.е. они не изучаются в качестве отдельных учебных дисциплин несмотря на то, что являются обязательными для изучения.
За счет этого у учащихся данных регионов освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Не профильные школы благодаря этому имеют возможность обучать детей по пятидневному режиму, а профильные - вводить изучение профильных предметов, сохраняя шестидневное обучение.

В Башкирии на изучение родного языка и родной литературы в значительной части школ отводится по 0,5 часа на каждый учебный предмет. Благодаря этому там тоже освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений - и уже со следующего года школьники переходят на пятидневный режим обучения.

В Татарстане подавляющее большинство школ (более 99% школ) отводят на изучение родного языка 2 урока в неделю и на изучение родной литературы 1 урок в неделю. Это достигается за счет сокращения вариативной части учебного плана и увеличения (вопреки нормам, прописанным во ФГОС) обязательной части учебного плана.
Но даже те редкие школы, где на изучение родного языка и родной литературы отводится только по 1 часу в неделю на каждое занятие (итого - 2 занятия в неделю) имеют учебный план, в котором одна только обязательная часть учебного плана уже превышает максимально допустимую учебную нагрузку для пятидневкой учебной недели.
Поскольку разработка образовательной программы (и учебного плана как составной части образовательной программы) находится в компетенции школ, дети в Татарстане по умолчанию лишены возможности как обучаться по пятидневке, так и изучать профильные предметы.
Никакой родительский совет не в силах изменить ситуацию просто потому, что школа, а не родительский совет принимают учебный план, который в принципе не позволяет учиться по пятидневке и в котором на вариативную часть учебного плана отводится в лучшем случае - 5% учебного времени, в худшем - 0%.

Обязательный минимум - на то и минимум, что должен быть одинаковым во всех школах России. И в том, что касается перечня изучаемых предметов, и в том, что касается их содержания, и в том, что касается количества часов, отводимых на их изучение.

Но если, например, в 1 классе в школе Москвы у учащихся 5 уроков русского языка, 4 урока литературы, 0 уроков родного языка и 0 уроков родной литературы, то в школах Татарстана у первоклассников 4 урока русского языка, 2 урока литературы, 2 урока родного языка и 1 урок родной литературы. То есть на 1 урок русского языка и на 2 урока литературного чтения меньше. А программу они должны пройти одну и ту же!
Ну и о каком единстве образовательного пространства в таком случае идет речь?

Второй не менее важный вопрос - единая программа для всех школ России по родному русскому языку и родной русской литературе. С учетом того, что данные предметы включены в перечень обязательных дисциплин, подавляющему большинству школ такая программа понадобится в ближайшее время.
Тем не менее, реестр образовательных программ до сих пор не содержит программы по родной (русской) литературе. Да и программа по родному (русскому) языку появилась только в этом году, в то время как наши дети "изучают" этот предмет уже 2 (!) года.

Помимо этого в школах Татарстана не следуют рекомендациям программ по родному русскому языку, касающимся количества часов, отводимых на изучение этих предметов. В Татарстане на эти предметы выделают бОльшее количество часов в ущерб другим обязательным предметам в первом классе и предметам вариативной части - во 2-9 классах.

А с "родной литературой" и вовсе творят чудеса. Программы-то нет. Поэтому на уроках родной (русской) литературы дети изучают, например, татарскую литературу на русском языке. Такой подход, несомненно, позволяет сохранить рабочие места учителям татарского языка. Но творчество Габдуллы Тукая, при всем моем к нему уважении, к русской литературе не имеет ни малейшего отношения!
И ребенок, который в другом регионе изучал на уроках родной литературы произведения русских писателей, при переезде в Татарстан неизбежно окажется учеником, который программой новой школы по родной литературе не владеет. Потому что содержание предмета "родная (русская) литература" несмотря на то, что предмет входит в обязательную часть учебного плана, никем не регламентируется. И в каждой школе по этому предмету своя программа.

Считаю необходимым:
1. Разработать единую для всех школ Российской Федерации с русским языком обучения обязательную часть учебного плана.
Эта часть в любой школе с русским языком обучения, независимо от того, в каком регионе эта школа расположена, должна:
а) быть одинаковой в части перечня обязательных для изучения предметов;
б) быть одинаковой в части количества часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов (никаких "0 уроков родного в Москве" и "3 урока родного в Татарстане");
в) не превышать максимально допустимую учебную нагрузку, рекомендованную СанПиН для пятидневной учебной недели.

2. Централизованно разработать программу по родной (русской) литературе как для начальной школы, так и для среднего звена, и разместить ее в реестре образовательных программ.

3. Разработать и включить в ФПУ учебники по родному русскому языку (для каждого года обучения) и родной русской литературе (для каждого года обучения). Наши дети вот уже два года трижды в неделю изучают учебный предмет без учебников.

4. Обратить особое внимание на квалификацию учителей родного русского языка и родной русской литературы. В Татарстане, увы, родной русский язык и родную русскую литературу преподают учителя, которые по-русски говорят и пишут с ошибками, смешными даже для учеников начальной школы. Им выдали корочки о прохождении курсов, но учить детей они не могут, поскольку русский язык по-прежнему знают хуже, чем дети - носители этого языка. Это было бы смешно, если бы не было страшно.
Родной русский язык и родную русскую литературу в школах с русским языком обучения должны вести люди, для которых именно русский язык является родным - и которые могут обучить детей грамотной речи и грамотному письму. Сейчас, к сожалению, на уроках родного русского языка и родной русской литературы наших детей РАЗУЧИВАЮТ пользоваться русским языком, а не обучают ему.

Спасибо за внимание!

Рабочие программы, учебный план

Предложения по итогам профессионального общественного обсуждения новой редакции ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Профессионально-общественное обсуждение проектов новых редакций ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования с педагогами Вологодской области состоялось в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС в аспекте модернизации содержания и технологий общего образования» 18-19 апреля 2019 года г. Вологда.

1.Нет единого подхода к структуре рабочих программ в проектах ФГОС НОО и ФГОС ООО

П. 2.4.2. ФГОС НОО

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, а также рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и разрабатываться на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание и формы реализации учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

П. 25.2.1. ФГОС ООО. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины;

2) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы - не конкретизировано темы чего? - урока или раздела?.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) планируемые результаты внеурочной деятельности;

2) тематическое планирование.

2.П. 13.1. ФГОС НОО.

Оценка достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает в себя две составляющие:

-(результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений), продвижение в достижении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы начального общего образования; -результаты итоговой аттестации, характеризующие уровень освоения обучающимися основной образовательной программы.

В проекте редакции ФГОС НОО нет требований к оценке метапредметных результатов; не конкретизированы требования к проведению итоговой аттестации.

3.Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, формируется только по выбору родителей (законных представителей) обучающихся, а не всеми участниками образовательных отношений.

П. 24.3.4. ФГОС НОО

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого образовательной организацией, предусматривает …

П. 25.3.4. ФГОС ООО.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого образовательной организацией, предусматривает:

-учебные предметы, курсы дисциплины (модули) по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого образовательной организацией;

-учебные занятия для углубленного изучения учебных предметов;

-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Предметная структура исторического образования С переходом на линейную модель обучения истории выпускники основной школы, которые не продолжат даже среднее образование, выходят в жизнь без знания истории своей страны в 20-21 веке. А при изучении этого периода и формируются их гражданские и патриотические ориентиры. При чем, как правило , именно эта группа учеников составляет затем прослойку дезадаптированной, социально не ориентированной, проблемной молодежи. И именно она оказывается в рядах вооруженных сил. Поэтому пока не решен вопрос о получении всеми полного среднего образования необходимо, чтобы изучение истории начиналось, как можно раньше, с пропедевтического курса истории России. Нельзя игнорировать многовековой ( с 18 века) опыт его существования в российском образовании и наличие этого курса в других странах. И у нас и за рубежом понимали и понимают , что приобщение к своим историческим корням необходимо начинать как можно раньше. В противном случае в основной школе у учеников так и не сложится целостная картина исторического опыта нашей страны. Без пропедевтики учителя других предметных областей на все годы обучения в основной школе лишаются возможности обращаться к исторической основе их наук, ученики не могут осознанно воспринимать культурные традиции духовные ценности своей страны

Внеурочная деятельность не должна быть обязательной

Поскольку внеурочная деятельность является сугубо индивидуальной потребностью учащихся, ее нельзя делать обязательной. В условиях полнейшей заформализованности школ это выливается в то, что детей тупо заставляют ходить на школьные кружки, большинство которых никому не нужны. Сейчас много внешкольных кружков, секций и прочего. Дети могут выбрать себе по вкусу. А если кто-то хочет ограничиться только обязательными уроками, тоже его право. Насильно мил не будешь. Поэтому предлагаю обозначить, что внеурочная деятельность предполагается, что школы обязаны предлагать (т.е. школа не может сбросить с себя обязанность предложить внеурочку), но учащиеся не обязаны ни посещать внеурочку в своей школе, ни посещать ее вообще при желании. Аттестация может проходить только по учебным предметам.

Вывести родной язык из перечня обязательных.

Изучение родного языка - это индивидуальная этнокульутрная потребность. Одними востребовано, другими нет. Школа не может предоставить всем народам России изучение их родных языков. Получается, дать не может, но требует изучать. Это абсурд! Нарушается Конституция России, по которой никто не имеет права требовать указать свою национальность. А указание родного языка это по сути указание национальности. Если школа, например, в Татарстане, может дать к изучению только русский или татарский, все прочие просто принуждаются выбирать чужой им язык и изучать его. Это унижение! Предметы "родной русский язык" и "чтение на родном русском языке" это кадавры. Нет нормальных программ, нет учебников, нет методик, но наши дети вынуждены отбывать эту повинность. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык», — говорится в примерной программе по "родному русскому языку". Каково!? На "родном русском" нельзя изучать русский язык, а то ведь дети, изучающие татарский, отстанут. Отпустить наших детей с уроков тоже нельзя, тем будет обидно. Дать наши детям более востребованные ими предметы тоже нельзя, а то тем будет обидно. Выходит, обязательные пустые три часа родного русского нам ввели только для того, чтобы татарам было не обидно учить свой язык? А может, мы будем думать обо всех детях? И выведем "родной язык" в часть, формируемую участникам образовательных отношений? Она тоже обязательна к изучению, но в ее рамках можно выбрать нужные каждому предметы. И одни спокойно пойдут на татарский, а другие на те предметы, которые нужны им. Хватит издеваться над русскоязычными детьми в нац. республиках! Хватит делать нас заложниками нац. политики!

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Немецкий язык»

На мой взгляд, все требования к результатам освоения учебного предмета "Немецкий язык" изложены верно и полностью соответствуют реалиям и запросам современного мира. Учтены социо-культурные и возрастные особенности учащихся, планомерно вводится грамматический и лексический материал. Что касается ФГОС, то здесь все красиво и правильно, хотелось бы еще "модернизации" учебных пособий в направлении обновления лексического материала, приближения его к "реальному", используемому носителями языка. Т.е., избавляться от архаизмов, а учить детей "живому" языку, и в этом направлении еще много работы.

проверочные работы

Хотелось бы,чтобы проверочные работы совпадали с программами

Второй иностранный язык

Введение второго иностранного языка проблематично в сельских школах, да и в городских думаю тоже

согласование требований и рабочих программ

Необходимо уточнить формулировку требований по предметам, чтобы они не противоречили рабочим программам

Родной язык. Родная литература.

Требования к предметным результатам учебного предмета "Родной язык", "Родная литература" отсутствуют.

Второй иностранный язык

Изучение второго иностранного языка не должно быть обязательным, так как в сельской местности нет специалистов

Родной язык и литература

Население Российской Федерации представлено множеством национальностей (другие народы составляют около 20% всего населения страны). Каждый народ богат своей историей, и она является неотъемлемой частью истории Российской Федерации. Многие народы уже издали учебники по этой дисциплине. Не только родной язык, литературу, но и историю, культуру своего народа должен изучать каждый в нашей огромной стране и на своем родном языке. Это, безусловно, необходимо подкрепить во ФГОС.

Второй иностранный язык

На заседании Ассоциации учителей и преподавателей иностранных языков Липецкой области учителя приняли резолюцию о необходимости включения в учебный план образовательной организации учебного предмета «Второй иностранный язык» без оговорок «при наличии необходимых условий».