Требования к структуре программы ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, предметных областей, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность – 30%, от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к структуре ООП ООО в рамках ФГОС ООО.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
591 предложение
Показывать

Ограничить количество ВПР и других проверочных работ.

Нужно отменить или ограничить проведение ВПР – не более 2-х раз за весь срок обучения, ограничить количество других проверочных работ. Итоговая и промежуточная аттестация по предметам должна проводиться на языке обучения (русском или родном).

В школе излишне увлеклись проведением ВПР и других проверочных работ. ВПР проводят даже в 11 классе за месяц до ЕГЭ, отвлекая от учёбы и подготовки к экзаменам. Целью обучения становится не получение знаний, а сдача ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Изучение второго иностранного языка необходимо сделать обязательным!

Отнесение второго иностранного языка к вариативной части образовательной программы не соответствует высоким требованиям современного мира к качеству образования. Именно изучение иностранных языков в рамках начального и общего образования позволит подрастающему поколению быть в дальнейшем конкурентноспособными на мировом рынке труда и работать в высокотехнологичных сферах экономики. Предлагаю убрать из пункта 25.3.2 Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования сноску 2 (следующего содержания: 2 В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, по выбору родителей (законных представителей) обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией).

РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Татарстан. Казань. Необходимо предметную область "Родной язык" и "Родная литература" вывести из обязательных дисциплин и вводить его в вариативную часть учебного плана, либо в факультатив и только по заявлению родителей (законных представителей) и по потребностям учащихся.

Исходя из обязательной предметной области, школы вводят в учебные планы "Родной язык" и "Родную литературу" без учёта мнений родителей (законных представителей) и потребностей учащихся. Затем в своих локальных актах "О языках образования" прописывают изучение только двух языков: родной русский язык и родной татарский язык, так как языки для изучения в предметной области "Родной язык " и "Родная литература" определяется самостоятельно школой, исходя из своих возможностей. Таким образом, путь для изучения других языков закрывается и вынужден будет выбирать чужой родной язык. В противном случае его ребёнок не будет аттестован. Поэтому ребёнок должен будет изучать чужой не родной ему язык.

Именно, нахождение предмета "Родной язык" и "Родная литература" в обязательной предметной области нарушает в национальных республиках права не титульных наций, не позволяет им выбирать свои родные языки, независимо в какой части учебного плана (вариативной или обязательной-инвариативной) они находятся. Так как, после принятия локального акта, они становятся обязательными для изучения всеми учащимися. Поэтому каждый должен выбирать родные языки из предложенных школой, отказавшиеся выбирать родные языки и выбравшие свой родной язык, отличающийся от предложенных, будут неаттестованы.

И каждый должен помнить, что права одних заканчиваются там, где начинается нарушение прав других.

Раздел по ОБЖ не соответствует принятой Концепции преподавания и должен быть переработан

Предложенный к обсуждению проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ (далее – Концепция), которая была утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 декабря 2018 г. и четко определила направления развития предмета. Разработчики ФГОС обязаны не только учитывать положения Концепции, но и брать их за основу.

Положение проекта о том, что "Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности", приведет к результату, который мы наблюдаем и в настоящее время, - удалению предмета ОБЖ как самостоятельного из учебного процесса и распределению его часов между "предпочтительными" дисциплинами. Это ПРЯМО противоречит утвержденной Концепции.

Считаю нелогичным объединение предмета основы безопасности жизнедеятельности в одну предметную область с физической культурой (как и любым другим предметом). ОБЖ при качественном преподавании должен являться одним из важнейших в современной школе, так как может и должен дать обучающимся те знания, которые позволят сберечь жизнь и здоровье.

Необходимость обязательного преподавания второго иностранного языка

Второй иностранный язык должен изучаться обязательно, а не как предмет "по выбору", потому что современный мир требует многоязычия для развития как профессиональных, так и личных качеств гражданина. Это ясно показывает опыт других стран: как в Европе, так и в наиболее развитых странах Азии, в средней школе обязательны 2 языка. И это логично, поскольку английский уже прочно занял место первого и, как говорится, стал "must have" образованного человека, но школьники должны иметь возможность обязательно расширить языковую картину мира, а не замыкаться в англоязычных реалиях. Предмет 2-ой иностранный язык необходим для развития мотивации к изучению языков, создания более полной и разнообразной картины мира и преодоления косности и ограниченности "прагматичного" подхода к содержанию образования. Следуя пути сокращения числа изучаемых языков только "родными" и "официальными" мы вернём российскую школу в каменный век.

Упрощенная программа не должна стать формальной, а должна быть действующим локальным нормативным актом школы

1. В проекте потеряно значение понятия «часть, формируемая участниками образовательных отношений» (п. 16-17). Фактически произошел отказ от понимания, что каждая школа уникальна, именно поэтому она создает свою программу, в которой каждая часть программы включает компонент общеобразовательной организации. В проекте все сведено к учебному плану, но специфика отражается и в пояснительной записке, и в системе оценки, и в программе развития универсальных учебных действий, и в программе воспитания, и в программе коррекционной работы, и плане внеурочной деятельности, и в системе условий. Отказ от включения во все разделы специфики общеобразовательной организации приведет к тому, что основная образовательная программа перестанет быть локальным нормативным актом, регламентирующим всю деятельность школы, и превратится в формальный объемный документ, не влияющий на образовательный процесс.

Сегодня есть положительный опыт превращения в ООП в действующие локальные нормативные акты школ, в Челябинской области созданы модельные региональные основные образовательные программы, которые помогают школам разработать уникальные действующие программы. Такой опыт может быть и в других регионах.

Попытка предельного упрощения ООП, представленная в проекте, привела к тому, что потерян системный подход к формированию ООП, который был реализован в действующем стандарте. При этом на осознание взаимообусловленности всех компонентов ООП, их практической значимости для каждого педагога и общеобразовательной организации в целом ушло 10 лет. Сегодня предлагается отказаться от положительных результатов.

Предложение. До принятия «нереализуемой» структуры ООП, необходимо изучить положительный опыт, полученный регионами в процессе реализации ФГОС общего образования, потенциал которого в полной мере еще не исчерпан.

2. Предложение. Включить в структуру ООП пояснительную записку.

3. В п. 25.1.4 необходимо дополнить:

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания:

текущего контроля успеваемости.

Из требований к системе оценки исключен системообразующий пункт, который определял суть данного структурного компонента, требовал утверждения подходов к организации системы оценки в школе, обеспечивал возможность согласования этих подходов с другими локальными нормативными актами. Если принять структуру, предложенную в проекте, практической ценности для образовательной деятельности школы он иметь не будет, более того, будет очень сложно структурировать текст. Вновь можно констатировать, что проект ориентирован не помощь школам в реализации стандарта, а на создание формальных программ, которые не работают.

Предложение. Вернуть п.1 «1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов». При этом описание оценки личностных результатов должно быть отражено в основной образовательной программе.

Еще один важный аспект, подходы к организации системы оценки должны быть более четко регламентированы на федеральном уровне, без этого невозможно говорить о едином образовательном пространстве. Вместо этого проект предлагает отказать от единого образовательного пространства даже на уровне школы.

4. В требованиях к программе развития УУД нет системы. Программа включает два не связанных между собой раздела. Сначала предлагается описать взаимосвязь чего-то с содержанием учебных предметов, а затем привести описание организации учебно-исследовательской деятельности.

Более целесообразно сначала определить понятие и его структуру.

Обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»: «Статья 44. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей». «Статья 47. 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

В действующих ООП данные позиции представлялись в программе при описании типовых задач, которые позволяли школе определить перечень методов и технологий необходимых и достаточных для формирования УУД, осуществлять оценку качества реализуемых программ. В новой версии программа формирования УУД перемещается на вторую позицию и теряет свою значимость, перестает быть системообразующим компонентом содержательного раздела. Опять мы видим отказ от системно-деятельностного подхода, но при этом требование к формированию метапредметных результатов остается.

Следует отметить, что на уровне основного общего образования нецелесообразно отказываться от проектной деятельности, у обучающихся должен быть выбор между проектом и учебным исследованием.

Предложение. Изменить структуру раздела:

1. Универсальные учебные действия: общее понятие, структура, характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

2. Типовые задачи (целесообразно уточнить название – методы обучения и образовательные технологии, обеспечивающие) формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Применение универсальных учебных действий на учебных предметах (можно и уточнить в образовательной деятельности, тогда можно рассмотреть в системе и курсы внеурочной деятельности, и программу воспитания).

4. Описание особенностей реализации основных направлений и форм проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Поставить программу перед рабочими программами учебных предметов.

Изменить пункт 17

В этом пункте у вас написано про часть формируемую участниками образовательных отношений по выбору родителей из предметов, предложенных образовательной организацией. Здесь может школа предлагать узкий выбор предметов, который не будет устраивать ни родителей, ни учащихся. В связи с этим необходимо добавить « ...по выбору родителей и учащихся из всех предметов, в том числе из основной части учебного плана образовательной организации». Таким образом образовательная организация будет предоставлять обширный выбор предметов...

Риск реализации

Отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации учителя в виду отсутствия стимулирования и педагогического выгорания, увеличение нагрузки на учителя. Отсутствие желания молодого поколения приходить в профессию. и еще много проблем, связанных с кадрами. которые стареют и не обновляются.

Сокращение аудиторной нагрузки - "это какой-то позор"

Проект ФГОС (п. 25.3.3.): "..Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся за пять учебных лет не может составлять более 5676 часов." Это означает сокращение учебной нагрузки каждый год, хотя она и так мизерна, детей выпроваживают на каникулы в 20х числах мая. Как можно применять какие-то новые подходы в обучении, если часы урезаны до позорного минимума? Как вообще можно чему-то толково обучить за такое количество часов. Ну разве что алфавиту и 2+2 складывать.
Или это новые способы экономии? А что ? Если средний час обучения ребенка обходится в 1000 рублей, то на каждом ребенке, сократив нагрузку на 300 часов, сэкономим 300000 руб. Умножим на количество школьников.... неплохая такая сумма вырисовывается.


Родной язык должен быть в обязательной части

Я считаю, что предметы родной язык и родная литература должны быть в обязательной части, если эти предметы оставить на выбор, дети не будут знать про их существование, они просто умрут. Таким образом, судьбу других предметов можно так же решить, не всем пригодится английский, не все будут физиком, химиком и т.д.