Требования к структуре программы ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебных планов, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, предметных областей, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

Обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность – 30%, от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Приглашаем вас принять участие в доработке требований к структуре ООП ООО в рамках ФГОС ООО.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Родной язык и литература должны изучаться только желающими за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений

Здравствуйте, уважаемые разработчики ФГОС!

Меня зовут Раиса Альбертовна Демидова, я – один из участников общественной организации «Родительское сообщество Татарстана – РоСТ». Специфика нашей организации в том, что мы не только тесно работаем с родителями республики, но и сами являемся родителями детей школьного возраста.

Мы не теоретики, а практики. И именно о практической стороне вопроса, связанной с добровольным изучением родных языков и региональных государственных языков, хотели бы написать.

Как Вы уже наверняка знаете из отзывов, в Республике Татарстан процесс перехода к добровольному изучению национальных языков оказался крайне сложным: в середине учебного года школам пришлось менять учебные планы, разрабатывать программы по новым предметам, добирать в штат учителей русского языка и литературы, а также проводить переподготовку педагогов, ранее преподававших татарский язык.

Пытаясь выровнять ситуацию, в подавляющем большинстве не национальных школ приняли учебные планы, согласно которым родной язык и литература входят в обязательную часть учебного плана, а на их изучение отводится три часа в неделю.

Это означает, что учебный предмет «родной язык» присутствует в расписании ребенка в любом случае, но родители вправе выбрать, какой именно родной язык (из перечня языков, изучение которых школа может обеспечить), будет изучать его ребенок.

В принципе, это было здравое решение для переходного периода. Оно позволило школам с русским языком обучения плавно перестроиться с изучения татарского языка в объеме 4-6 уроков в неделю всеми учащимися на изучение татарского языка в качестве родного в объеме 3 уроков в неделю теми, кто сам изъявил такое желание.

Но, увы, практика показала, что такое решение, хоть и позволило реализовать право детей, чьим родным языком является татарский, на изучение родного языка, существенно ограничило остальных детей в праве на образование.

Специфика региона такова, что подавляющее большинство школ могут предоставить на выбор для изучения в качестве родного ровно два языка: либо русский, либо татарский.Как следствие, самыми первыми пострадали дети, для которых ни тот, ни другой язык не является родным.

Я хочу зачитать вам одно из писем, пришедших в адрес нашего сообщества:

«Я уже плачу, у меня настоящий нервный срыв! Помогите! Дочка до шестого класса училась в Грузии. У нее родной язык – грузинский, как у папы. Я детей русскому учила, конечно – но не на таком уровне. Сейчас к дочке репетитор по русскому языку ходит.

Все упирается в возможности школы. У школы учителя грузинского языка нет и не будет. Я написала заявление на русский, хотя муж против. Но директор вообще говорит: «Так как из трех 7-мых классов вы одна написали заявление на русский, бухгалтерия не может на одного ученика открыть группу по новому родному языку. Поэтому либо пишите заявление на татарский язык, либо идите в другую школу!!!»

Предваряя вопросы, скажу. Нам удалось добиться того, чтобы ребенку из этой семьи тарифицировали учителя по русскому языку в часы родного. Но принципиально помочь мы не смогли: пока родной язык остается в обязательной части учебного плана, дети из этой семьи должны изучать этот предмет. Даже если изучаемый язык не является их родным языком.

Этим летом семья планирует уезжать из региона. Хорошая, благополучная семья, где оба родителя работают, а дети, несмотря на переезд в другую страну, учатся без троек. Людям больно от того, что их заставляют называть чужой язык родным. По-другому в условиях действующего законодательства не получается. Ребенок обязан добросовестно усваивать образовательную программу. И если он по каким-то причинам не будет посещать обязательный для изучения предмет «родной язык», то будет не аттестован.

Такие случаи не единичны, да оно и понятно. В г.Казани в качестве родного преподается три языка на выбор: татарский, русский и иврит (в единственной школе г.Казани). При этом в городе проживают дети более 115 национальностей!

По факту, все дети, чьими родными языками не является один из трех перечисленных, принуждаются к изучению чужого языка в часы родного. Вопреки поручениям Владимира Владимировича Путина.

В Республике Татарстан (не включая Казань) есть школы, которые преподают в качестве родного языка татарский, русский, мордовский, удмуртский, марийский и чувашский. Шесть языков.

При условии, что в республике проживают люди более чем 170 национальностей, мы определенно можем говорить о том, что все дети, родным языком которых не является один из этих шести, тоже принуждаются к изучению не родного языка и вынуждены называть чужой язык родным.

Следующими пострадавшими, хотя это и не очевидно с первого взгляда, стали русскоязычные дети, причем дети из тех семей, где к образованию детей относятся максимально ответственно.

Дело в том, что русскоязычные дети уже изучают свой родной язык на уроках русского языка. Все требования, которые ФГОС предъявляет к результатам усвоения учебной дисциплины «родной язык», выполняются нашими детьми в процессе изучения учебного предмета «русский язык»: они включаются в культурно-языковое поле своего народа, обогащают активный и потенциальный словарный запас, овладевают культурой владения родным языком и т.д.

Как только количество уроков русского языка довели до нормативного, наши дети получили возможность изучать русский язык (который для них является одновременно и родным, и государственным) в полном объеме.

Но им всем ввели еще один русский язык. Родной русский в качестве отдельного, обязательного для изучения предмета. В подавляющем большинстве школ – в объеме трех уроков в неделю.

В результате уроки родного (русского) языка превратились в очевидную профанацию. Были школы, где в часы родного русского языка преподавали «Биографии знаменитых татар» или «Наследие Татарстана» (кстати, текущее положение ФГОС, согласно которому разработка содержания учебных предметов "родной язык" и "родная литература" отдана на откуп школе, уже показало свою нежизнеспособность в школах Татарстана. Ни о каком единстве образовательного пространства при таком подходе даже речи не идет). Но были и другие школы. Те, где честно попытались составить программы по предметам «родной (русский) язык» и «литература на родном языке» и начали добросовестно учить детей по разработанным программам. Но столкнулись со вполне очевидными трудностями:

  • На уроках родного (русского) языка и литературы нельзя идти по программе обычного русского языка и литературы: в противном случае дети, выбравшие для изучения в качестве родного языка русский, неизбежно обгоняют детей, чьим родным языком является не русский язык.
  • Программа по родному русскому языку и литературе не должна пересекаться с программой по обычному русскому языку и литературе, иначе будет идти дублирование одного и того же материала на разных учебных предметах – и учебное время будет расходоваться не рационально.
  • Примерной рабочей программы по родному русскому языку на тот момент в реестре программ не существовало. Их разработали спустя почти два года после того, как наши дети начали "изучать" родной русский язык. При этом курс программы по родному русскому языку для 5-9 классов, например, рассчитан на 272 часа, а в школах Татарстана в соответствии с рекомендациями МинОбра РТ на курс родного русского 5-9 классов отводя 340 часов. То есть 68 уроков оказываются «лишними».
  • Примерной рабочей программы по литературе на родном (русском) языке не существует в принципе. До сих пор. А предмет есть - и оценки по нему уже выводятся.
  • Ни одного учебника по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе в федеральном реестре учебников нет, а использовать учебники, не входящие в реестр, учитель не имеет права.
  • Часы родного (русского) языка и литературы нельзя потратить ни на закрепление тем по русскому языку и литературе, ни на углубленное изучение этих предметов, так как это дает детям, выбравшим данный курс, преимущество при сдаче обязательного экзамена. Что вызывает вполне законное возмущение остальных родителей.
  • Дети тратят на изучение родного языка три урока в неделю, но на выходе не получают знания еще одного языка (очевидно, что и родной русский, и государственный русский – это один и тот же русский язык).
  • Дети не могут сдавать в качестве экзамена по выбору родной (русский) язык, т.к. согласно п.8 приказа Минпросвещения России, Рособрнадзора №190/1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», экзамены по всем учебным предметам, за исключением иностранных языков, а также родного языка и родной литературы, проводятся на русском языке.

Итого? Даже самые честные и добросовестные учителя получили на выходе курс, который является явно культурологическим – и к родному языку и литературе не имеет никакого отношения. А это, в свою очередь, вызвало вполне резонное возмущение русскоязычных родителей.

Дело в том, что наши дети не собираются быть поголовно культурологами, этнографами и филологами. Среди них, как и среди любых других детей, есть будущие врачи, физики, химики, математики, спортсмены, учителя и программисты. Которые здесь и сейчас лишены возможности изучать востребованные ими предметы, поскольку решение за них уже приняла школа. Все они обязаны расходовать 3 урока в неделю на изучение родного русского языка и литературы, в то время как ученики остальных регионов получают за счет этих часов возможность развивать свои индивидуальные способности.

Вариативная часть в начальной школе в Республике Татарстан, после того как три часа из нее забирают в пользу обязательного родного языка, в половине случаев (2 и 3 класс) составляет 1 урок в неделю, а в другой половине случаев (1 и 4 класс) - 0 уроков в неделю. Это несмотря на то, что наши дети обучаются по шестидневке. Ситуация в среднем звене не намного лучше. При заявленной во ФГОС структуре учебного плана в 70% обязательной части и 30% - вариативной, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в Татарстане не дотягивает даже до 6%. Несмотря на обучение, опять же, в режиме шестидневной учебной недели.

Те родители, которые были категорически не согласны с происходящим, не стали писать заявления на изучение их детьми родного языка. Они хотели, чтобы их дети учились по тому же учебному плану, по которому учатся дети в не национальных регионах.Это ведь не преступление – желать, чтобы дети изучали востребованные предметы? Предметы, отвечающие интересам ребенка.

В итоге… Разрешите я вам еще один пример из жизни приведу?

Школа Ново-Савиновского района г.Казани. Ребенок освоил точно такую же программу, как и любой ребенок г.Москвы. Освоил на отлично: только и исключительно на пятерки.

В Москве такими детьми гордятся. Их хвалят. Им в торжественной обстановке вручают грамоту за отличные успехи в учении.

В Казани ребенка перевели в третий класс условно. С не аттестацией по родному языку и литературе, поскольку учащемуся не разрешили посещать уроки родного языка до тех пор, пока не будет заявления от родителей. А родители принципиально отказались писать заявление, идущее вразрез с образовательными потребностями ребенка.

На самом деле на открытое противостояние решились немногие: тяжело доказывать абсурдность происходящего, когда в заложниках твой собственный ребенок.

Часть родителей, в том числе я сама, перевели детей на семейное обучение. И закрепили на период аттестации в школах других регионов. Мы сделали это не потому, что являемся гениальными педагогами. И не потому, что нам некуда девать деньги.

Мы сделали это потому, что по-другому дать полноценное образование нашим детям, в условиях действующего законодательства, мы не можем. Кстати, обратите внимание на статистику по детям, выбравшим в Татарстане получение образования в форме семейного обучения. Только за этот год, согласно докладу Министра образования и науки РТ г-на Бурганова, количество таких детей выросло вдвое. Оно не удивительно. Обучаться в школах Татарстана по шестидневке, не имея при этом возможности изучать востребованные ребенком предметы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, означает гарантированно подвергнуть ребенка перегрузкам. Превысить ту самую максимально допустимую по СанПиН нагрузку, поскольку изучать нужные предметы ребенку так или иначе придется дома, с репетитором и за счет семейного бюджета. В таком случае смысла тратить время на обучение в школах Татарстана, ни одна из которых не может предложить нашим детям подходящий учебный план, просто нет.

Да, нам приходится отрывать наших детей от школьных друзей. Приходится расставаться с полюбившейся учительницей и с привычной школой. Потому что на другой чаше весов - образование наших детей.

К сожалению, многим из тех, чьи дети учатся в среднем звене, пришлось пойти на еще более радикальные меры. Ни одному родителю не под силу заменить собой целый коллектив учителей, одинаково хорошо преподавать и русский язык, и физику, и химию, и алгебру с геометрией. Нанимать репетитора по каждому предмету тоже могут себе позволить единицы.

Поэтому – увы. Часть таких семей уезжает из Татарстана, бросая стабильную работу и продавая жилье. Отрывая ребенка от одноклассников, друзей, учителей, своей родины.

Уезжают в другие регионы для того, чтобы дать детям возможность получить нормальное образование. К сожалению, только за последние полгода в адрес нашего сообщества поступило четыре сообщения, содержание которых позволяет говорить совершенно определенно: переезд этих семей вызван тем, что их дети не могут получить необходимое образование в школах республики.

Фактически, текущий учебный год наглядно показал: мера, которая была, пусть с оговорками, приемлемой в переходный период, не годится в качестве постоянного решения вопроса.

Для того чтобы соблюсти интересы всех детей, предмет «родной язык» должен перейти в вариативную часть учебного плана. Всем, желающим его изучать. Это единственный возможный компромисс.

Только так мы сможем избежать ситуации, когда право на изучение родного языка одной частью детей превращается в обязанность изучения учебного предмета «родной язык» (зачастую не имеющего ничего общего с фактическим родным языком ребенка) для других детей.

Только так все дети, которые хотят изучать родной язык, смогут изучать его в учебное время, а не факультативно, и одновременно с этим все дети, для которых изучение родного языка в качестве отдельного предмета не востребовано, либо школа не может предоставить для изучения родной язык ребенка, получат возможность изучать в это время другие, нужные им предметы.

Спасибо за внимание!

2 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны