Русский язык: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
23
часа
6
минут
314 предложений
Показывать

Разработать единый УМК по предметам "Русский язык" и "Литература".

Разработать единый УМК по предметам "Русский язык" и "Литература". Необходимо разработать программу по родной (русской) литературе для основного общего образования. Целесообразно разработать и включить в Федеральный перечень учебников учебники по родному русскому языку и родной русской литературе. Говоря о единстве требований, необходимо разработать единую для всех школ РФ с русским языком обучения обязательную часть учебного плана, содержащую перечень обязательных для изучения предметов; количество часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов; не превышающую максимально допустимую учебную нагрузку, рекомендованную СанПиН для пятидневной учебной недели.

Разделение по разным годам обучения тем "Причастие" и "Деепричастие

Разделение по годам обучения тем "Причастие" и "Деепричастие" считаю нецелесообразным. На мой взгляд, гораздо лучше выделить часы для изучения обеих тем и в шестом, и в седьмом классах. Также стоит увеличить количество часов русского языка в 7 классе.

Решить вопрос с предметами "родной (русский) язык" и "родная (русская) литература"

Прошу обратить внимание на то, что стандарт в действующем виде отдает содержание и результаты усвоения предметов "родной язык" и "родная литература" на усмотрение школ, что полностью противоречит ключевой задаче стандарта - формированию единого образовательного пространства.

Г-жа Васильева, как и ряд других чиновников, отвечающих за образование в нашей стране, публично говорят при этом о том, что стандарт - это некий обязательный для всех МИНИМУМ знаний, который ребенку дадут в КАЖДОЙ школе независимо от того, где она находится.

В настоящее время в этот минимум включены предметы "родной язык" и "родная литература". Включены как обязательные для изучения предметы, преподавание которых должно осуществляться в каждой без исключения школе.

Однако на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов РФ на изучение родного языка и родной литературы отводится 0 уроков в неделю, т.е. они не изучаются в качестве отдельных учебных дисциплин несмотря на то, что являются обязательными для изучения.
За счет этого у учащихся данных регионов освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Не профильные школы благодаря этому имеют возможность обучать детей по пятидневному режиму, а профильные - вводить изучение профильных предметов, сохраняя шестидневное обучение.

В Башкирии на изучение родного языка и родной литературы в значительной части школ отводится по 0,5 часа на каждый учебный предмет. Благодаря этому там тоже освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений - и уже со следующего года школьники переходят на пятидневный режим обучения.

В Татарстане подавляющее большинство школ (более 99% школ) отводят на изучение родного языка 2 урока в неделю и на изучение родной литературы 1 урок в неделю. Это достигается за счет сокращения вариативной части учебного плана и увеличения (вопреки нормам, прописанным во ФГОС) обязательной части учебного плана.
Но даже те редкие школы, где на изучение родного языка и родной литературы отводится только по 1 часу в неделю на каждое занятие (итого - 2 занятия в неделю) имеют учебный план, в котором одна только обязательная часть учебного плана уже превышает максимально допустимую учебную нагрузку для пятидневкой учебной недели.
Поскольку разработка образовательной программы (и учебного плана как составной части образовательной программы) находится в компетенции школ, дети в Татарстане по умолчанию лишены возможности как обучаться по пятидневке, так и изучать профильные предметы.
Никакой родительский совет не в силах изменить ситуацию просто потому, что школа, а не родительский совет принимают учебный план, который в принципе не позволяет учиться по пятидневке и в котором на вариативную часть учебного плана отводится в лучшем случае - 5% учебного времени, в худшем - 0%.

Обязательный минимум - на то и минимум, что должен быть одинаковым во всех школах России. И в том, что касается перечня изучаемых предметов, и в том, что касается их содержания, и в том, что касается количества часов, отводимых на их изучение.

Но если, например, в 1 классе в школе Москвы у учащихся 5 уроков русского языка, 4 урока литературы, 0 уроков родного языка и 0 уроков родной литературы, то в школах Татарстана у первоклассников 4 урока русского языка, 2 урока литературы, 2 урока родного языка и 1 урок родной литературы. То есть на 1 урок русского языка и на 2 урока литературного чтения меньше. А программу они должны пройти одну и ту же!
Ну и о каком единстве образовательного пространства в таком случае идет речь?

Второй не менее важный вопрос - единая программа для всех школ России по родному русскому языку и родной русской литературе. С учетом того, что данные предметы включены в перечень обязательных дисциплин, подавляющему большинству школ такая программа понадобится в ближайшее время.
Тем не менее, реестр образовательных программ до сих пор не содержит программы по родной (русской) литературе. Да и программа по родному (русскому) языку появилась только в этом году, в то время как наши дети "изучают" этот предмет уже 2 (!) года.

Помимо этого в школах Татарстана не следуют рекомендациям программ по родному русскому языку, касающимся количества часов, отводимых на изучение этих предметов. В Татарстане на эти предметы выделают бОльшее количество часов в ущерб другим обязательным предметам в первом классе и предметам вариативной части - во 2-9 классах.

А с "родной литературой" и вовсе творят чудеса. Программы-то нет. Поэтому на уроках родной (русской) литературы дети изучают, например, татарскую литературу на русском языке. Такой подход, несомненно, позволяет сохранить рабочие места учителям татарского языка. Но творчество Габдуллы Тукая, при всем моем к нему уважении, к русской литературе не имеет ни малейшего отношения!
И ребенок, который в другом регионе изучал на уроках родной литературы произведения русских писателей, при переезде в Татарстан неизбежно окажется учеником, который программой новой школы по родной литературе не владеет. Потому что содержание предмета "родная (русская) литература" несмотря на то, что предмет входит в обязательную часть учебного плана, никем не регламентируется. И в каждой школе по этому предмету своя программа.

Считаю необходимым:
1. Разработать единую для всех школ Российской Федерации с русским языком обучения обязательную часть учебного плана.
Эта часть в любой школе с русским языком обучения, независимо от того, в каком регионе эта школа расположена, должна:
а) быть одинаковой в части перечня обязательных для изучения предметов;
б) быть одинаковой в части количества часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов (никаких "0 уроков родного в Москве" и "3 урока родного в Татарстане");
в) не превышать максимально допустимую учебную нагрузку, рекомендованную СанПиН для пятидневной учебной недели.

2. Централизованно разработать программу по родной (русской) литературе как для начальной школы, так и для среднего звена, и разместить ее в реестре образовательных программ.

3. Разработать и включить в ФПУ учебники по родному русскому языку (для каждого года обучения) и родной русской литературе (для каждого года обучения). Наши дети вот уже два года трижды в неделю изучают учебный предмет без учебников.

4. Обратить особое внимание на квалификацию учителей родного русского языка и родной русской литературы. В Татарстане, увы, родной русский язык и родную русскую литературу преподают учителя, которые по-русски говорят и пишут с ошибками, смешными даже для учеников начальной школы. Им выдали корочки о прохождении курсов, но учить детей они не могут, поскольку русский язык по-прежнему знают хуже, чем дети - носители этого языка. Это было бы смешно, если бы не было страшно.
Родной русский язык и родную русскую литературу в школах с русским языком обучения должны вести люди, для которых именно русский язык является родным - и которые могут обучить детей грамотной речи и грамотному письму. Сейчас, к сожалению, на уроках родного русского языка и родной русской литературы наших детей РАЗУЧИВАЮТ пользоваться русским языком, а не обучают ему.

Спасибо за внимание!

Замечания и предложения по предметным результатам

Русский язык

1.Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык» сформулированы с позиции овладения системой языка, изучения особенностей её функционирования и развития речевых, коммуникативных умений школьников, что отвечает современным научным представлениям о преподавании языков.

2.Считаем целесообразным не включать в требования указания на количество слов (например, объем текстов, устных монологических высказываний, сочинений), реплик. Данная информация может быть представлена в методических рекомендациях для учителей. Рекомендуем указать количество видов устных и письменных работ, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию.

3.Необходим вариативный подход к распределению содержания по годам обучения (например, изучение темы «Причастие»и др.). В документе не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом потребностей, интересов обучающихся и их уровня владения русским языком (в соответствии с «Концепцией преподавания литературы и русского языка»).

4.В соответствии с требованиями ФГОС включить следующую формулировку: «выполнять коллективные и индивидуальные проекты».

Родной язык

1.В тексте обсуждаемой редакции ФГОС требования к результатам по учебному предметов «Русский язык» и «Родной язык» определяются с одних и тех же позиций. Вместе с тем, учебный предмет «Родной язык» должен быть направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры. Необходимо разделить предметные результаты учебных предметов «Русский язык» и «Родной язык».

Требуем в национальных республиках сделать предмет "Русский язык" по выбору!

В Республике Башкортостан два государственных языка и оба они равноправны. Соответственно, если башкирский язык сделали по выбору, то и русский язык тоже должен быть по выбору.

Что необходимо изменить в требованиях.

Разработать единую образовательную программу по русскому языку, литературе, составить на её основе единый УМК, которым будут пользоваться все школы. Обеспечить преемственность УМК от 1 до 9 класса. Увеличить количество часов по предмету "Русский язык " в 9,10,11 классах.

Вывести родной русский язык из обязательных.

Поскольку нет раздела для обсуждения "родного языка", пишу здесь. Но вообще странно - предмет вроде как обязательный для всех, а раздела нет. Изучение родного языка - это индивидуальная этнокультурная потребность. Одними востребовано, другими нет. Школа не может предоставить всем народам России изучение их родных языков. Получается, дать не может, но требует изучать. Это абсурд! Нарушается Конституция России, по которой никто не имеет права требовать указать свою национальность. А указание родного языка это по сути указание национальности. Если школа, например, в Татарстане, может дать к изучению только русский или татарский, все прочие просто принуждаются выбирать чужой им язык и изучать его. Это унижение! Предметы "родной русский язык" и "чтение на родном русском языке" это кадавры. Нет нормальных программ, нет учебников, нет методик, но наши дети вынуждены отбывать эту повинность. Цитата: «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык», — говорится в примерной программе по "родному русскому языку". Каково!? На "родном русском" нельзя изучать русский язык, а то ведь дети, изучающие татарский, отстанут. Отпустить наших детей с уроков тоже нельзя, тем будет обидно. Дать наши детям более востребованные ими предметы тоже нельзя, а то тем будет обидно. Выходит, обязательные пустые три часа родного русского нам ввели только для того, чтобы татарам было не обидно учить свой язык? А может, мы будем думать обо всех детях? И выведем "родной язык" в часть, формируемую участникам образовательных отношений? Она тоже обязательна к изучению, но в ее рамках можно выбрать нужные каждому предметы. И одни спокойно пойдут на татарский, а другие на те предметы, которые нужны им. Хватит издеваться над русскоязычными детьми в нац. республиках! Хватит делать нас заложниками нац. политики!

Какие требования необходимо добавить?

Последние работы показали, что учащиеся очень плохо ориентируются в фразеологизмах, паронимах. На самом деле, этому в программе уделяется очень мало времени, а дети читают мало.

Изменения в требованиях

В классах с 7 по 11 добавить кол-во часов и по русскому языку, и по литературе. Особенно в 10-11 классах. Нет возможности проведения глубокого анализа художественных текстов в связи с крайне ограниченным количеством часов, предоставленных на их изучение.

Разработать единый УМК по предметам "Русский язык" и "Литература".

Единый стандарт для учебников

Необходимо разработать единый стандарт для учебников, хотя бы в пределах региона.

Разделение тем "Причастие" и "Деепричастие"

Считаю нецелесообразным разделение тем "Причастие" и "Деепричастие" по разным годам обучения. Темы взаимосвязаны между собой, удобнее давать их последовательно в один год обучения, в 7 классе (третий год обучения).

Очень объемные проверочные работы.

Изменения в требованиях

Разработать и внедрить единую образовательную программу по русскому языку и единый УМК.

Добавить часы русского языка в 8-9 классах.

Изучение темы "Глагол" перенести на середину учебного года.

Предложения

Увеличить количество часов на изучение русского языка в 7, 8, особенно в 9 классе. Подготовка к ГИА.

УМК

Необходимо разработать единый УМК по русскому языку, который будет развивать функциональную грамотность, повышать уровень культуры и творческой активности

ВПР

Содержание ВПР должно быть ориентированным на уровень знаний учащихся и не должно включать неизученные темы.

Обучение русскому языку вести по единому УМК для всех школ.

Обучение русскому языку вести по единому УМК для всех школ.

Да

Да

Какие требования необходимо добавить?

Необходимо определить обязательный минимум слов с непроверяемыми орфограммами для каждого года обучения.
Во время монологического высказывания очень трудно сосчитать слова. Я думаю, в монологическом высказывании лучше учитывать предложения, время высказывания и темп речи.
Предметную область родной язык лучше перенести в вариативную часть, так как нет учебников, пособий.

требования современного мира

Да

Единый УМК

Обучение русскому языку вести по единому УМК для всех школ.