Чтение и понимание текста |
Владеть навыками смыслового чтения: выделять в тексте знакомое и новое,
выделять части, ставить вопросы и искать ответы на них, определять героев, место и время действия; опираясь на известное в тексте, осмыслять неизвестное.
|
Видеть за событиями авторскую позицию, в том случае, если она отчётливо выражена. |
Видеть за описанным в тексте авторскую позицию, даже когда она не выражена прямо;
воспринимать художественное произведение не как прямое отражение реальности, а как созданный автором художественный мир
|
Читать и понимать произведение в соотнесении с историческом контекстом (учитывая не только время действия, но и время создания) |
Читать и понимать произведение в соотнесении с историко-литературным контекстом |
Воспроизведение текста |
Пересказывать сюжет произведения подробно и сжато, осмысленно и выразительно читать с листа и наизусть лирическое стихотворение, читать по ролям с передачей характера персонажа. |
Пересказывать сюжет произведения, выделяя значимые детали;
составлять план изложения прочитанного текста (подробный или сжатый)
|
Пересказывать события с точки зрения разных героев;
выписывать из текста информацию, необходимую для выполнения задания, в том числе, в виде конспекта, таблицы, перечня цитат по теме
|
|
|
Наблюдения над текстом, его анализ и интерпретация |
Осознавать разницу между литературой и фольклором,
видеть жанровые признаки сказки, басни и малых фольклорных жанров;различать авторскую и фольклорную сказку;
объяснять название художественного произведения;
определять главные события, их последовательность, главных и второстепенных персонажей;
характеризовать героев, в том числе, по их словам и поступкам;
определять значение незнакомых или малознакомых слов при помощи словарей и значение слова в контексте произведения; различать прозаическую и стихотворную речь;
видетьотличительные признаки стихотворной речи (ритм, рифму); понимать содержательный смысл изобразительно-выразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола);
выражать собственное впечатление от прочитанного текста.
|
Выявлять особенности построения произведения, границы эпизодов;
видеть, как способ повествования (от первого лица, от третьего лица, сказ и др.) выражает авторскую позицию и формирует читательское восприятие;
обращать внимание на особенности языка и стиля произведения как одного из способов выражения авторской позиции;
видеть в тексте повторяющиеся детали;
характеризовать героев через портрет, речевую характеристику и деталь;
сравнивать героев;
понимать связь пейзажа, интерьера, портрета с общим смыслом произведения;
определять оттенки и смену настроений в стихотворении;
видеть, какими способами автор выражает своё отношение к героям и событиям (с помощью прямого высказывания, повторяющихся деталей, интонации и др.)
|
Определять авторское отношение к событиям и героям (идеализация, героизация, ирония, сатира и др.);
выявлять основной конфликт в произведении, различать вечные образы и связанные с ними конфликты; определять проблематику произведения;
различать автора и повествователя, рассказчика, автора и лирического героя стихотворения;
видеть в стихотворении выражение переживаний, смену настроений лирического героя;
определять стихотворный метр (из числа силлабо-тонических метров) и тип рифмовки, понимать, как метр и рифма связаны со смыслом стихотворения;
видеть, как автор сопоставляет и противопоставляет персонажей;
определять, какие образы, настроения, смыслы создаются благодаря литературным приёмам;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
|
Анализировать эпизод;
различать позиции героев, повествователей, авторскую позицию и свою точку зрения;
видеть, как родовые особенности произведения помогают его понять;
объяснять своё понимание текста и аргументировать свою точку зрения конкретными наблюдениями.
|
Характеризовать систему персонажей;
давать целостную интерпретацию художественного текста;
видеть, как жанровые особенности произведения помогают его понять;
анализировать произведения русского классицизма, сентиментализма и романтизма, учитывая в том числе, специфику литературного направления.
|
Сравнение произведений словесного искусства и/или других видов искусств (выстраивание внутрипредметных и межпредметных связей) |
По заданию сопоставлять произведения фольклора и литературы;
сравнивать фольклорные произведения разных народов;
сравнивать произведения художественной литературы с иллюстрациями к ним, экранизациями и др.;
сопоставлять персонажей и сюжеты разных литературных произведений
|
Самостоятельно находить аналогии между произведениями. |
Самостоятельно определять критерии сопоставления произведений; сопоставлять язык, элементы стиля, детали и мотивы литературных произведений
|
Сравнивать произведения разных родов литературы на одну тему или один сюжет;
сравнивать разные произведения одного рода литературы;
соотносить литературные произведения с историческим контекстом времени (эпохи) его создания
|
Сопоставлять разные литературные произведения внутри литературных направлений, видеть и оценивать влияния одних произведений (писателей) на другие, значение перекличек между литературными текстами, прямых и скрытых цитат;
сопоставлять произведения разных литературных направлений, видеть в них различия в мировосприятии направлений;
видеть специфику языков разных видов искусства
|
Ориентация в информационном образовательном пространстве |
Находить значение незнакомого слова в словаре, искать нужную книгу в библиотеке |
Искать информацию об авторе и произведении в справочнике, энциклопедии |
Пользоваться системой поиска в интернете |
Работать со справочной литературой, пользоваться каталогами библиотек, научно-популярными сайтами для того чтобы найти нужную информацию по теме |
Иметь навык работы с проверенными источниками в интернете и в библиотечных фондах, правильно оформлять ссылки и цитирование, обрабатывать и обобщать полученную информацию |
Создание собственного устного и письменного текста |
Устно и письменно отвечать на поставленные к тексту вопросы с доказательствами;
создавать творческие работы по заданию;
собирать материал для создания собственного проекта и мини-исследования
|
Создавать развёрнутый текст на предложенную тему по изученному и самостоятельно прочитанному произведению;
доказывать свою мысль цитатами из текста;
создавать проект и мини-исследование
|
Вести учебные дискуссии;
редактировать свои и чужие тексты по замечаниям учителя;
писать небольшие учебные работы исследовательского характера
|
Составлять развёрнутый тезисный план сочинения;
писать сочинения аналитического характера;
редактировать свои и чужие тексты на основе самопроверки
|
Писать работы в жанре рецензии и эссе;
писать развёрнутый анализ художественного произведения
|