Литература: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
465 предложений
Показывать

Не комиксы же листать-читать!

"Образованным человеком можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богаств, которые выработало человечество." Перефразируя, цитирую неточно. "Коммунистом" заменил на "образованным человеком". Суть одна и та же.

В фигурном катании есть обязательная программа. Не можешь её исполнить - никакая супертворческая (простите - креативная!) и даже очень гибкая личность произвольную программу не исполнит. И не допустят фигуриста без школы к произвольной программе. Да он и сам - фигурист - поймёт, что у него ничего не получается, и позорится, если не дурак, не станет. Есть обязательный минимум технических элементов. Без него никуда.

Куда без Гомера? Куда без "Слова о полку..." Таких "Куда без..?" - сотни и сотни. Даже так любимые "гибкими" учителями современные авторы сплошь и рядом перепевают классику, в том чиле и советскую. Чтобы понять о Василии Ивановиче с пустотой, надо Фурманова читать!

Метапредметные связи должны связывыать предметы, а не пустые места. Несколько пустых мест и связать-то не получится: зацепиться не за что!

База должна быть! Считаю, что мало в обязательном списке произведений! Надо бы больше! Только имея литературную базу, широкую и прочную, можно творить (простите - креативить).

Про гибкость. Гибкий стандарт - это абсурд! Стандарт должен быть жёстким. Кстати. Даже почитаемый многими любителями гибкости Андрей Макаревич, почти поэт, ещё не так давно призывал не прогибаться под изменчивый мир . Говорил, что надо мир заставить прогнуться под нас! Так-то...

Иначе - комиксы будем изучать. Весело. Легко. Даже жизненно. Да и Голливуд по комиксам фильмы снимает. Можно после уроков детей в кино сводить. Человек-паук там... А костюм паука на уроке показывать...

Да. Тяжело. Мир изменился. Но на то и Учитель, чтобы научить. Чему-то и трудному научить. Тру-дно-му. Труд надо прилагать. Учение - это не развлечение. Надо не развлекать. Надо образовыавать. Учитель - почти Бог, а не ковёрный на манеже!

Иначе - комиксы. А это - деградация.

У меня студенты не знают значения прилагательного "ржаной" и не могут его связать с прилагательным "чёрный" (о хлебе). Не читали ничего! Трудно, скучно... Может, учителю самому скучно читать? Может, вот где собака зарыта? Если учителю не интересно, - ученик никогда не станет читать. Вот проблема-то! Но надо что-то делать. Надо , чтоб дети знали произведения литературы. Это важно. Первый шаг - дать обязательный более или менее полный список. Это первый шаг, но без него - никуда!

Иначе - комиксы. А комиксы дети и без учителя прочитать смогут. Он здесь и не нужен. Даже учитель с фамилией, относящейся к благородному лесному зверю, обитающему под Тамбовом.

Реализация требований ведет к отставанию школы от задач современного образования

Начетническая, не связанная с реальной школой, архаическая составляющая требований должна быть полностью изъята.

Приложение, закрепляюющее список изучаемых произведений за определенными классами, должно быть полностью отменено

Это архаическая идея, которая отбрасывает школу в 60-70 гг. 20 в., подменяет принцип контроля навыков - контролем знаний. Хуже того, контролем таких механистических знаний, которые не свидетельствуют о росте читательских компетенций. Вместо этого по классам можно расписать задачи формирования читательских НАВЫКОВ и знаний по теории литературы.

Требования ФГОС по литературе (особенно Приложение) не отвечают запросам современного мира, они ориентируют на архаику

Жесткое закрепление списка произведений (практически лишенного вариативности) за определенными классами лишает учителя и ученика творческого выбора, подменяет идею личностного развития принципом удобства контроля со стороны методистов и Министерства.

Литература - один из учебных предметов, который учит МЫСЛИТЬ

Предъявленные требования совершенно не дают возможности ни учителю изменить представленный "набор" произведений, ни детям читать то, что им интересно. Учебная программа с одной стороны перегружена: за один - два урока необходимо проанализировать достаточно объемные произведения (6 - 11 классы). С другой стороны , вариантов изменения программного материала в зависимости от состава учащихся, их подготовки, личностных ориентиров - нет.

Проверять не знание деталей, зачастую незначительных, а понимание текста.

- Вернуться к Примерной программе.

- Привести требования к умениям и навыкам школьников в соответствие с логикой их развития от одного года обучения к другому.

-Проверять, как школьники научились понимать прочитанное, предлагая проанализировать незнакомый текст.

Монополия на учебники; потеря смысла уроков литературы.

Коррупция – причина стремления к закреплению в стандарте единой программы и единого учебника, что автоматически ведет к монополии на учебники и многочисленные КИМ. При этом не только огромные суммы окажутся в одних руках, но и прекратится развитие разных линеек учебников, что уничтожит здоровую конкуренцию и затормозит развитие литературного образования в целом, возвращая его в позапрошлый век к репродуктивному методу, игнорируя требования времени, а это противоречит поручению Президента РФ и наносит неисчислимый вред стране, отвращая детей от чтения вместо того, чтобы приучать к нему.

Перегруженность программы обязательными произведениями; закрепление списка литературы за классами; жесткий порядок изучения произведений в течение года.

Требования, указанные в заголовке, не только не сформируют «потребность в систематическом чтении», но вызовут рвотный рефлекс на книги у тех детей, которые любили читать до сих пор, а в общей массе школьников упрочат популярность сайтов с краткими содержаниями. О каких самостоятельно прочитанных произведениях можно вести речь при такой нагрузке? Какого «эмоционального и эстетического впечатления» ожидать в условиях отсутствия времени на вдумчивый разговор о книге? Вместо умения понимать художественный текст на таких уроках будут формироваться лишь двойные стандарты. Вместо радости совместного творчества – натаскивание к очередным ВПР. Все эти требования основаны на тотальном недоверии: к школе, учителю, ученику. Недоверие унижает и вызывает либо безразличие и безответственность, либо сопротивление. Какого результата ожидают разработчики стандарта?

Отмена списка по классам + Прописанная система аналитических навыков

Ассоциация "Гильдия словесников" предлагает:

1. Конкретизировать содержание с точки зрения списка изучаемых текстов – списком из Примерной программы, разделённым на три перечня (А, В и С) и не распределённым жёстко по классам. Это сохранит содержательное ядро и обеспечит вариативность.

2. Прописать систему навыков, которая и задаст ориентиры развития читательской культуры, обеспечит единство образовательного пространства, сформирует планку для всех школьников страны.

Предлагаемая система навыков:

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Четвертый год обучения

Пятый год обучения

Чтение и понимание текста

Владеть навыками смыслового чтения: выделять в тексте знакомое и новое,

выделять части, ставить вопросы и искать ответы на них, определять героев, место и время действия; опираясь на известное в тексте, осмыслять неизвестное.

Видеть за событиями авторскую позицию, в том случае, если она отчётливо выражена.

Видеть за описанным в тексте авторскую позицию, даже когда она не выражена прямо;

воспринимать художественное произведение не как прямое отражение реальности, а как созданный автором художественный мир

Читать и понимать произведение в соотнесении с историческом контекстом (учитывая не только время действия, но и время создания)

Читать и понимать произведение в соотнесении с историко-литературным контекстом

Воспроизведение текста

Пересказывать сюжет произведения подробно и сжато, осмысленно и выразительно читать с листа и наизусть лирическое стихотворение, читать по ролям с передачей характера персонажа.

Пересказывать сюжет произведения, выделяя значимые детали;

составлять план изложения прочитанного текста (подробный или сжатый)

Пересказывать события с точки зрения разных героев;

выписывать из текста информацию, необходимую для выполнения задания, в том числе, в виде конспекта, таблицы, перечня цитат по теме

Наблюдения над текстом, его анализ и интерпретация

Осознавать разницу между литературой и фольклором,

видеть жанровые признаки сказки, басни и малых фольклорных жанров;различать авторскую и фольклорную сказку;

объяснять название художественного произведения;

определять главные события, их последовательность, главных и второстепенных персонажей;

характеризовать героев, в том числе, по их словам и поступкам;

определять значение незнакомых или малознакомых слов при помощи словарей и значение слова в контексте произведения; различать прозаическую и стихотворную речь;

видетьотличительные признаки стихотворной речи (ритм, рифму); понимать содержательный смысл изобразительно-выразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола);

выражать собственное впечатление от прочитанного текста.

Выявлять особенности построения произведения, границы эпизодов;

видеть, как способ повествования (от первого лица, от третьего лица, сказ и др.) выражает авторскую позицию и формирует читательское восприятие;

обращать внимание на особенности языка и стиля произведения как одного из способов выражения авторской позиции;

видеть в тексте повторяющиеся детали;

характеризовать героев через портрет, речевую характеристику и деталь;

сравнивать героев;

понимать связь пейзажа, интерьера, портрета с общим смыслом произведения;

определять оттенки и смену настроений в стихотворении;

видеть, какими способами автор выражает своё отношение к героям и событиям (с помощью прямого высказывания, повторяющихся деталей, интонации и др.)

Определять авторское отношение к событиям и героям (идеализация, героизация, ирония, сатира и др.);

выявлять основной конфликт в произведении, различать вечные образы и связанные с ними конфликты; определять проблематику произведения;

различать автора и повествователя, рассказчика, автора и лирического героя стихотворения;

видеть в стихотворении выражение переживаний, смену настроений лирического героя;

определять стихотворный метр (из числа силлабо-тонических метров) и тип рифмовки, понимать, как метр и рифма связаны со смыслом стихотворения;

видеть, как автор сопоставляет и противопоставляет персонажей;

определять, какие образы, настроения, смыслы создаются благодаря литературным приёмам;

выявлять особенности языка и стиля писателя;

Анализировать эпизод;

различать позиции героев, повествователей, авторскую позицию и свою точку зрения;

видеть, как родовые особенности произведения помогают его понять;

объяснять своё понимание текста и аргументировать свою точку зрения конкретными наблюдениями.

Характеризовать систему персонажей;

давать целостную интерпретацию художественного текста;

видеть, как жанровые особенности произведения помогают его понять;

анализировать произведения русского классицизма, сентиментализма и романтизма, учитывая в том числе, специфику литературного направления.

Сравнение произведений словесного искусства и/или других видов искусств (выстраивание внутрипредметных и межпредметных связей)

По заданию сопоставлять произведения фольклора и литературы;

сравнивать фольклорные произведения разных народов;

сравнивать произведения художественной литературы с иллюстрациями к ним, экранизациями и др.;

сопоставлять персонажей и сюжеты разных литературных произведений

Самостоятельно находить аналогии между произведениями.

Самостоятельно определять критерии сопоставления произведений; сопоставлять язык, элементы стиля, детали и мотивы литературных произведений

Сравнивать произведения разных родов литературы на одну тему или один сюжет;

сравнивать разные произведения одного рода литературы;

соотносить литературные произведения с историческим контекстом времени (эпохи) его создания

Сопоставлять разные литературные произведения внутри литературных направлений, видеть и оценивать влияния одних произведений (писателей) на другие, значение перекличек между литературными текстами, прямых и скрытых цитат;

сопоставлять произведения разных литературных направлений, видеть в них различия в мировосприятии направлений;

видеть специфику языков разных видов искусства

Ориентация в информационном образовательном пространстве

Находить значение незнакомого слова в словаре, искать нужную книгу в библиотеке

Искать информацию об авторе и произведении в справочнике, энциклопедии

Пользоваться системой поиска в интернете

Работать со справочной литературой, пользоваться каталогами библиотек, научно-популярными сайтами для того чтобы найти нужную информацию по теме

Иметь навык работы с проверенными источниками в интернете и в библиотечных фондах, правильно оформлять ссылки и цитирование, обрабатывать и обобщать полученную информацию

Создание собственного устного и письменного текста

Устно и письменно отвечать на поставленные к тексту вопросы с доказательствами;

создавать творческие работы по заданию;

собирать материал для создания собственного проекта и мини-исследования

Создавать развёрнутый текст на предложенную тему по изученному и самостоятельно прочитанному произведению;

доказывать свою мысль цитатами из текста;

создавать проект и мини-исследование

Вести учебные дискуссии;

редактировать свои и чужие тексты по замечаниям учителя;

писать небольшие учебные работы исследовательского характера

Составлять развёрнутый тезисный план сочинения;

писать сочинения аналитического характера;

редактировать свои и чужие тексты на основе самопроверки

Писать работы в жанре рецензии и эссе;

писать развёрнутый анализ художественного произведения

Переписать полностью, основываясь на поручениях Президента РФ и мнении профессионального сообщества, вернуться к Примерной программе.

-Переписать полностью, основываясь на поручениях Президента РФ и мнении профессионального сообщества, которое в данном случае было проигнорировано. Поручить это процесс другим людям, более филологически грамотным, хотя бы владеющим терминологией (что такое, к примеру, «освоение главных героев» или «микроэлементы текста»? А «процедура эстетического анализа»? И подобное встречаем на каждом шагу).

-Привести требования к умениям и навыкам школьников в соответствие с логикой их развития от одного года обучения к другому.

- Вернуться к Примерной программе, поддерживающей разумный баланс между обязательным и вариативным списками литературы и позволяющей учителю принимать во внимание конкретные условия, например, возможности и интересы именно этого класса и каждого ученика, внутреннюю логику рабочей своей программы; откликаться на появление новых книг и другие значимые события в мире. Именно возможность говорить о том, что важно для детей в данный момент, делает наш предмет живым и нужным, а жесткая регламентация каждого шага убивает.

- При жестко зафиксированном наборе текстов контроль результатов литературного образования неизбежно превратится во все более детальную проверку знания их содержания, но не понимания и умения применить полученный опыт в жизни. Гораздо полезнее, хотя, естественно, и сложнее было бы проверять, как школьники научились понимать прочитанное, предлагая проанализировать незнакомый текст. Здесь возникает огромное поле выбора материала для проверки определенных навыков за любой период обучения, кроме того, составители КИМ будут освобождены от необходимости изобретать каждый год очередные «новые» вопросы к старым произведениям. Если школьник демонстрирует понимание текста, владение соответствующими терминами и умение написать свой текст соответственно возрасту, значит, его хорошо учили. Все, отстаньте от нас! Дайте возможность работать спокойно. Не надо создавать нервозность у всех участников образовательного процесса постоянным ужесточением контроля. ЕГЭ, ОГЭ, ИС, ВПР, собеседование, металлоискатели, камеры, перекрестная проверка – это как же надо бояться школы, чтобы все это придумать! Какой следующий шаг? Под дулами автоматов будем контрольные писать?