Литература: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
23
часа
5
минут
371 предложение
Показывать

Программа отвечает требованиям образования 50-х

Программа должна быть гибко

Учитель должен иметь право на изменение выбора произведений, их количества и форм аттестации.

Очень важно, чтобы учитель мог решить не только вопросы планирования, но и формы отчётности для учеников. Темы сочинений, объём того, что сдаётся «наизусть», съемки видеороликов, создание скетчбуков, рекламных буктрейлеров, читательские клубы, поэтические встречи с участием родителей... на природе...музейные уроки... Свобода выбора и радость от прикосновения к литературе!

Литература как школьный предмет может перестать быть актуальной для современных детей.

Имея необходимость так или иначе «проходить» огромное количество произведений, которые в отдельности заслуживают внимания, имеют ценность и несут пользу, ученик отторгает этот массив, не желает браться за такой страшный объём и видит в этом «нафталин», который ему совершенно не нужен. Отношение к литературе будет таким же, как к латыни - пусть учат те, кому она нужна.

Запросам современного мира требования отвечают не в полной мере

Программу следует обогатить небольшими по объему произведениями на морально-нравственные темы современных авторов. А вот литературу XVIII века, считаю, стоит изучать обзорно, т.к. язык произведений этой эпохи сложен для восприятия учеников.

Строгая регламентация текстов по классам вредна

Нужно отказаться от жесткой расфасовки текстов по классам. Учителю нужно дать больше свободы варьировать изучение того или иного текста по классам. Жесткая регламентация, как показывает вся прошлая история российского образования, приведет лишь к формализации изучения литературы.

программа архаична

к сожалению, список текстов почти не отражает современный этап развития русской литературы (1980-2010е-), а значит выключает ребенка из естественной среды и времени, в которых он живет.

Школы и классы имеют большие различия. Произведения не могут быть пройдены всеми в одно время, в одинаковом объеме.

Изучение литературы - процесс не только образовательный, но ещё и воспитательный, формирующий личность, меняющий среду. В рамках этого процесса, учитель, в сотворчестве с классным руководителем может выбирать произведения наиболее полезные и актуальные для этой аудитории, для решения проблем или образовательных задач конкретно этого класса.

Вдумчивое совместное чтение, инсценировки - погружение в текст, в эпоху.

Хочется поделиться чужим опытом. Учитель литературы сильнейшей физико-математической школы - Л2Ш Юлия Борисовна Ткачук, ставит со своим учениками миниспектакли, например, по А.Н.Островскому, Д.И.Фонвизину. Дети заучивают наизусть огромные тексты, перевоплощаются, в восторге сами и их зрители, ученики других классов, проживают это все осознанно, с искренней радостью и благодарностью. Стоит ли говорить о том, что на уроках Ткачук Ю.Б. не стоит вопрос о невыполненных «домашках»

Современные дети, в большинстве случаев, не заинтересованы в чтении «по программе».

Мы должны быть убедительными, когда говорим ученикам, что то или иное произведение необходимо прочитать и знать. Для них это совершенно неочевидно. Изучать стоит исключительно шедевры, ценность которых неоспорима, содержание понятно, чувства, эмоции героев близки.

Убрать распределение по классам

Необходимо, чтобы учитель мог сам решать, ориентируясь на конкретных учеников, какие произведения в какое время проходить. Если дети готовы к Евгению Онегину в 8 классе - проходить в 8, не готовы проходить Мёртвые души в 9 - пройти в 10 и т.д.

Нет, необходимо больше вариативности

Необходимо добавить вариативности в списке книг. Литература перестанет учить думать, если загнать её в рамки.

В связи с большой нагрузкой на школьника (ЕГЭ, ОГЭ + репетиторы, курсы, посещение различных кружков по индивидуальным интересам и т.д.) современные требования ФГОС нереально осуществить. ФГОС каждый раз привносит новые изменения, ещё более абсурдные, чем прежние. У ребёнка не хватает времени для того, чтобы познакомиться с с хорошей художественной Литературой. У ребёнка не возникает той самой встречи с Книгой - другом ума и души человека! Дети не читают! У них нет на это времени, им нужно тесты прорешивать каждый день по 5-ти предметам (минимум): "Какие книги, о чём вы, мне надо ЕГЭ успешно сдать и в университет поступить!" И их можно понять, поставьте себя на их место, попробуйте пожить с подобным режимом! Их главная цель - экзамены: а что дают эти экзамены для ума? Спросите у них, студентов 1 курса, помнят ли они что-нибудь из того, что сдавали ещё недавно: они ответят вам - "Почти ничего!". А Книги, хорошие книги, оставляют свой след в уме каждого человека! Важно, приобщать человека к Литературе с раннего возраста, важно заложить зерно интереса к книгам в сознание ребёнка; дать понять, что Книга - это нечто особенное, что есть в жизни человека. Так, мы будем развивать человека культурного, духовного, здраво мыслящего; человека, который будет стремиться открывать для себя новые знания из разных областей, ведь произведение всегда имеет категорию интертекстуальности; человека самостоятельного! Я смело говорю об этой ситуации потому, что я сама некогда была школьницей и видела реальную проблему своими глазами... Сейчас, я студент 3 курса филологического факультета. К счастью, я дополняю свои "пробелы" в знании в университете с помощью хороших преподавателей, которым я очень благодарна. Они считают, что нам приходится изучать всё с нуля, т.к. у нас нет "остаточных" знаний после школы. Я с ними полностью согласна! И рада тому, что они понимают это и объясняют нам все с самого начала! Именно с помощью университетского образования у нас есть реальные знания о предмете, что не могу сказать о школьном образовании. И это очень большая проблема в нашем образовании, коллеги!

ФГОС - большая проблема в современном образовании!

Список произведений огромен

Слишком жесткая регламентация предмета убивает креативность, мешает привить любовь к предмету изведёт к формальному изучению огромного списка, который нужно будет постоянно пересматривать

Программа избыточно регламентирована

Избыточная регламентация сводит изучение литературы к бюрократической процедуре, делает предмет по канцелярскому скучным и не оставляет возможности на изучение не утверждённых программой произведений, не даёт подстраиваться под конкретных детей

Поверхностность

Программа избыточна, она не дает педагогу возможности уделить тем или иным произведениям больше времени. А значит, есть риск поверхностного понимания глубоких произведений, которые, вообще-то, были написаны совсем не для детей. Разве мы хотим научить школьников "проходить мимо"? Лучше как следует проходить литературу, а не кое-как.

Не хватает современных произведений

Список произведений для изучения огромен, но это, в основном, литература 100-200-летней давности. Считаю, что крайне важно добавить современную подростковую литературу на усмотрение педагога и самих учеников, отражающую реалии жизни читателей-школьников.
Так сформируется их отношение к чтению, как к источнику, где можно убедиться, что ты не один со своими проблемами, увидеть варианты решения. А также убедиться, что литература как зеркало отражает реальность и художественно переосмысляет ее. Без этого книги так и останутся неприятной повинностью ученика, которую с радостью забросят после окончания школы.

Нет. Не хватает вариативности

Программа слишком жестко закрепляет произведения за определенными годами обучения, давая недостаточно свободы педагогу.

Что делать с большим перечнем произведений?

Рационально обосновать такое количество произведений невозможно. В любом случае вкусовщина получается. Предлагаю в требованиях к результатам оставить собственно результаты, а перечень произведений убрать (и, вероятно, сократить) и из результатов перенести в требования к структуре образовательной программы. Тогда, формально говоря, в хрестоматиях и учебниках будут все эти как бы "святые" книги. Но результаты будут проверяться на разных текстах. Что и правильно с позиции изучения литературы.

Содержание курса "Литература"

Литературу 18 века, возможно, стоит изучать обзорно. Она сложна для понимания современного подростка.

По моему мнению, в программу включено очень мало произведений современных авторов: А. Алексина, В. Голявкина, В. Крапивина, В. Железникова, Б. Екимова. Короткие рассказы этих писателей на морально-этические темы могут быть прочитаны и проанализированы в течение одного урока. Это "оживит" курс литературы.

Замечания и предложения по предметным результатам

Литература

1.Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Литература» сформулированы с позиции современных представлений о целях и задачах преподавания литературы.

2.Вместе с тем, необходимо сократить количество произведений, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию; убрать формулировки «в том числе», «например». Необходим вариативный подход к выбору произведений для изучения.

3.В документе не учитываются основные позиции «Концепции преподавания литературы и русского языка»: перегруженность программ, неполное соответствие содержания возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся, в том числе для организации углубленного изучения предмета («выпускник научится», «выпускник получит возможность научиться»).

4.Не включены произведения о жизни и проблемах современных детей и подростков.

5.Не отражены этнокультурные особенности и традиции народов Российской Федерации.

6.Рекомендуем указать количество видов устных и письменных работ, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию.