Литература: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Изменение требований: как в принципиальных моментах, так и в частностях. Совершенствование системы навыков. Отказ от распределения текстов по годам обучения при сохранении обязательного списка

Требования необходимо радикально трансформировав так, чтобы они обеспечивали единство образовательного пространства, но сохраняли вариативность.

Стандарт не должен делать легальным лишь один (два?) учебник из существующих (такая ситуация с предлагаемым проектом), а учитывать разнообразие качественных программ, существующих сейчас в России. Их качество было доказано успехами учеников, эффективностью работы учителей по этим программам. Это программы Н.Д.Тамарченко и С.П.Лавлинского; Е.С.Абелюк и соавторов; И.Н.Сухих; А.Н.Архангельского и Т.Ю.Смирновой. Стандарт должен учитывать методический потенциал этих программ, а не запрещать их (а он их запрещает).

Поэтому глубоко порочна идея распределения текстов по годам, она (как неоднократно здесь отмечалось) порождает формальный, имитационный подход к "прохождению программы", ориентацию на ВПР, а не на развитие личности учеников; а также выдаёт одну программу за стандарт. Необходимо отказаться от жёсткого распределения по годам (скорее, сгруппировать их по несколько лет), а также от списка текстов, распределённого по классам. Нужно сохранить "трёхступенчатый" список из ПООП (обязательная литература + возможность выбора одного текста из нескольких произведений автора / одного автора из нескольких), не распределённый жёстко по классам (с ориентировочными привязками).

Основной же частью стандарта нужно сделать продуманную систему развития навыков понимания, анализа и интерпретации текста, а также создания собственных текстов. В этой системе должно быть понятно, как развивается в каждом классе конкретный навык. Гильдия словесников готова предложить продуманную систему навыков. Пример структурирования по классам в одном из навыков (из созданного с коллегами варианта):

Создание собственного устного и письменного текста

5 кл

Устно и письменно отвечать на поставленные к тексту вопросы с доказательствами;

создавать творческие работы по заданию;

собирать материал для создания собственного проекта и мини-исследования

6 кл

Создавать развёрнутый текст на предложенную тему по изученному и самостоятельно прочитанному произведению;

доказывать свою мысль цитатами из текста;

создавать проект и мини-исследование

7 кл

Вести учебные дискуссии;

редактировать свои и чужие тексты по замечаниям учителя;

писать небольшие учебные работы исследовательского характера

8 кл

Составлять развёрнутый план;

писать сочинения аналитического характера;

редактировать свои и чужие тексты на основе самопроверки

9 кл

Писать работы в жанре рецензии и эссе;

писать развёрнутый анализ художественного произведения

или:

Чтение и понимание текста

Владеть навыками смыслового чтения: выделять в тексте знакомое и новое,

выделять части, ставить вопросы и искать ответы на них, определять героев, место и время действия; опираясь на известное в тексте, осмыслять неизвестное.

Видеть за событиями авторскую позицию, в том случае, если она отчётливо выражена.

Видеть за описанным в тексте авторскую позицию, даже когда она не выражена прямо;

воспринимать художественное произведение не как прямое отражение реальности, а как созданный автором художественный мир

Читать и понимать произведение в соотнесении с историческом контекстом (учитывая не только время действия, но и время создания)

Читать и понимать произведение в соотнесении с историко-литературным контекстом

2 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны