Литература: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Отмена списка по классам + Прописанная система аналитических навыков

Ассоциация "Гильдия словесников" предлагает:

1. Конкретизировать содержание с точки зрения списка изучаемых текстов – списком из Примерной программы, разделённым на три перечня (А, В и С) и не распределённым жёстко по классам. Это сохранит содержательное ядро и обеспечит вариативность.

2. Прописать систему навыков, которая и задаст ориентиры развития читательской культуры, обеспечит единство образовательного пространства, сформирует планку для всех школьников страны.

Предлагаемая система навыков:

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Четвертый год обучения

Пятый год обучения

Чтение и понимание текста

Владеть навыками смыслового чтения: выделять в тексте знакомое и новое,

выделять части, ставить вопросы и искать ответы на них, определять героев, место и время действия; опираясь на известное в тексте, осмыслять неизвестное.

Видеть за событиями авторскую позицию, в том случае, если она отчётливо выражена.

Видеть за описанным в тексте авторскую позицию, даже когда она не выражена прямо;

воспринимать художественное произведение не как прямое отражение реальности, а как созданный автором художественный мир

Читать и понимать произведение в соотнесении с историческом контекстом (учитывая не только время действия, но и время создания)

Читать и понимать произведение в соотнесении с историко-литературным контекстом

Воспроизведение текста

Пересказывать сюжет произведения подробно и сжато, осмысленно и выразительно читать с листа и наизусть лирическое стихотворение, читать по ролям с передачей характера персонажа.

Пересказывать сюжет произведения, выделяя значимые детали;

составлять план изложения прочитанного текста (подробный или сжатый)

Пересказывать события с точки зрения разных героев;

выписывать из текста информацию, необходимую для выполнения задания, в том числе, в виде конспекта, таблицы, перечня цитат по теме

Наблюдения над текстом, его анализ и интерпретация

Осознавать разницу между литературой и фольклором,

видеть жанровые признаки сказки, басни и малых фольклорных жанров;различать авторскую и фольклорную сказку;

объяснять название художественного произведения;

определять главные события, их последовательность, главных и второстепенных персонажей;

характеризовать героев, в том числе, по их словам и поступкам;

определять значение незнакомых или малознакомых слов при помощи словарей и значение слова в контексте произведения; различать прозаическую и стихотворную речь;

видетьотличительные признаки стихотворной речи (ритм, рифму); понимать содержательный смысл изобразительно-выразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола);

выражать собственное впечатление от прочитанного текста.

Выявлять особенности построения произведения, границы эпизодов;

видеть, как способ повествования (от первого лица, от третьего лица, сказ и др.) выражает авторскую позицию и формирует читательское восприятие;

обращать внимание на особенности языка и стиля произведения как одного из способов выражения авторской позиции;

видеть в тексте повторяющиеся детали;

характеризовать героев через портрет, речевую характеристику и деталь;

сравнивать героев;

понимать связь пейзажа, интерьера, портрета с общим смыслом произведения;

определять оттенки и смену настроений в стихотворении;

видеть, какими способами автор выражает своё отношение к героям и событиям (с помощью прямого высказывания, повторяющихся деталей, интонации и др.)

Определять авторское отношение к событиям и героям (идеализация, героизация, ирония, сатира и др.);

выявлять основной конфликт в произведении, различать вечные образы и связанные с ними конфликты; определять проблематику произведения;

различать автора и повествователя, рассказчика, автора и лирического героя стихотворения;

видеть в стихотворении выражение переживаний, смену настроений лирического героя;

определять стихотворный метр (из числа силлабо-тонических метров) и тип рифмовки, понимать, как метр и рифма связаны со смыслом стихотворения;

видеть, как автор сопоставляет и противопоставляет персонажей;

определять, какие образы, настроения, смыслы создаются благодаря литературным приёмам;

выявлять особенности языка и стиля писателя;

Анализировать эпизод;

различать позиции героев, повествователей, авторскую позицию и свою точку зрения;

видеть, как родовые особенности произведения помогают его понять;

объяснять своё понимание текста и аргументировать свою точку зрения конкретными наблюдениями.

Характеризовать систему персонажей;

давать целостную интерпретацию художественного текста;

видеть, как жанровые особенности произведения помогают его понять;

анализировать произведения русского классицизма, сентиментализма и романтизма, учитывая в том числе, специфику литературного направления.

Сравнение произведений словесного искусства и/или других видов искусств (выстраивание внутрипредметных и межпредметных связей)

По заданию сопоставлять произведения фольклора и литературы;

сравнивать фольклорные произведения разных народов;

сравнивать произведения художественной литературы с иллюстрациями к ним, экранизациями и др.;

сопоставлять персонажей и сюжеты разных литературных произведений

Самостоятельно находить аналогии между произведениями.

Самостоятельно определять критерии сопоставления произведений; сопоставлять язык, элементы стиля, детали и мотивы литературных произведений

Сравнивать произведения разных родов литературы на одну тему или один сюжет;

сравнивать разные произведения одного рода литературы;

соотносить литературные произведения с историческим контекстом времени (эпохи) его создания

Сопоставлять разные литературные произведения внутри литературных направлений, видеть и оценивать влияния одних произведений (писателей) на другие, значение перекличек между литературными текстами, прямых и скрытых цитат;

сопоставлять произведения разных литературных направлений, видеть в них различия в мировосприятии направлений;

видеть специфику языков разных видов искусства

Ориентация в информационном образовательном пространстве

Находить значение незнакомого слова в словаре, искать нужную книгу в библиотеке

Искать информацию об авторе и произведении в справочнике, энциклопедии

Пользоваться системой поиска в интернете

Работать со справочной литературой, пользоваться каталогами библиотек, научно-популярными сайтами для того чтобы найти нужную информацию по теме

Иметь навык работы с проверенными источниками в интернете и в библиотечных фондах, правильно оформлять ссылки и цитирование, обрабатывать и обобщать полученную информацию

Создание собственного устного и письменного текста

Устно и письменно отвечать на поставленные к тексту вопросы с доказательствами;

создавать творческие работы по заданию;

собирать материал для создания собственного проекта и мини-исследования

Создавать развёрнутый текст на предложенную тему по изученному и самостоятельно прочитанному произведению;

доказывать свою мысль цитатами из текста;

создавать проект и мини-исследование

Вести учебные дискуссии;

редактировать свои и чужие тексты по замечаниям учителя;

писать небольшие учебные работы исследовательского характера

Составлять развёрнутый тезисный план сочинения;

писать сочинения аналитического характера;

редактировать свои и чужие тексты на основе самопроверки

Писать работы в жанре рецензии и эссе;

писать развёрнутый анализ художественного произведения

2 доработки
Просмотр и добавление доработок недоступны