История: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
253 предложения
Показывать

Нужно уточнить смысл некоторых понятий в описании результатов

Необходимо определить, что понимается под требованием атрибуции в следующих контекстах стандарта: «проводить атрибуцию изобразительной наглядности, проводить атрибуцию письменного исторического источника по истории России с древнейших времён до начала XVI в. и истории Средних веков, проводить атрибуцию письменного исторического источника по истории России начала XVI–конца XVII в. и Новой истории XVI – XVII вв., определять в тексте источника основную и второстепенную информацию». Если речь идёт об узнавании и назывании – это понятно. Если речь идёт о более полной научной атрибуции в источниковедческом или музеологическом смысле этого слова, то данный результат достичь в 5-9 классах обучающимся довольно трудно.

Более глубокое обращение школьного исторического образования к вещественным источникам, к визуальной стороне познания прошлого очень правильно в проекте стандарта. Его необходимо приветствовать.

«Использовать вещественные исторические источники по истории России с древнейших времён до начала XVI в. и истории Средних веков для иллюстрации особенностей социально-экономических явлений изучаемого периода, составления краткого описания событий (явлений, процессов) региональной истории (истории родного края)». А если речь идёт о сельской школе, которая далека от музеев, хранящих вещественные исторические источники по истории России с древнейших времён до начала XVI в.? Может быть, уточнить «использовать вещественные исторические источники (или их репродукции)»?

«Соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится» - это сложная задача. В известном смысле с ней с трудом могут справиться профессиональные учёные, музейные работники и антиквары. Кто будет определять, какие вещественные источники нужно соотносить, например, при проверке этого результата на ГИА?

Это же в основном касается требования «проводить атрибуцию различных видов вещественных исторических источников по истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала XX в., указывать их различия, составлять описание, используя контекстную информацию, объяснять обстоятельства их появления; сопоставлять информацию, представленную в виде вещественных источников, с информацией письменных исторических источников, делать выводы».

Стандарт окажет помощь каждому учителю

В Стандарте требования к результатам освоения ООО изложены конкретно и понятно. В него включено предметное содержание, понятийный аппарат, что несомненно поможет учителю при составлении рабочей программы по предмету и облегчит подготовку к каждому конкретному уроку с учетом особенностей образовательной среды отдельно взятого конкретного образовательного учреждения.

Важность и необходимость принятия ФГОС ООО

Необходимость в принятии ФГОС ООО назрела. Обновления своевременны. Главное, что необходимо отметить – конкретизация требований к предметным результатам по учебному предмету. Все требования к предметным результатам, заявленные в общем перечне, детализированы по классам, предметные результаты отражены в виде содержания и перечня умений. Проект ФГОС содержит конкретные требования к предметным и метапредметным результатам учебной деятельности, выделены предметные, надпредметные и личностные требования к результатам обучения - это важно для ребёнка, т.к. повышают его интерес к предмету. Несомненным плюсом документа является четкое определение терминов и исторических понятий по годам изучения, причем по истории России список этот не перегружен. Требования носят конкретный, понятный, четкий характер. Среди умений, определенных документом, порадовало выделение умения по заполнению контурных карт. С учетом перехода с концентрической на линейную систему обучения предмету предложенный перечень доступен и будет посильным для детей,

Реализация ФГОС по истории на уровне основного общего образования, полностью соответствует требованиям современного мира. Позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. Стандарты предполагают воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования, обеспечение преемственности основного и среднего (полного) общего образования. А так же предполагают разнообразие организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

ФГОС ООО разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки

Можно надеяться на то, что данный документ будет принят.

Требования актуальны для современного мира

Требования актуальны для современного мира

По нашему мнению, реализация стандартов соответствует запросам современного мира. Сформулированные требования и планируемые результаты обеспечивают понимание предмета с разной степенью детализации и конкретности, а также предполагают большую уровневую дифференциацию учащегося.

Риски НЕ реализации требований

Согласна с предыдущими коллегами. Риски присутствуют только при игнорировании и непринятии данного документа.

Принципиально изменить процесс предметного проектирования

Проектирование исторического образования осуществляется индуктивно, от разработки отдельных курсов в их объединение, которое лишь условно можно назвать системой. Каждый курс проектируется изолированного друг от друга Нужно системное дедуктивное проектирование содержания , умений и т.д. от общей модели к проектированию курсов на основе единых параметров, На уровне общей модели исторического образования нужно четко определить интегративный потенциал истории (его когнитивную, ценностно-смысловую, деятельностную составляющую ) Это нужно для делегирования этого содержания в общую модель среднего образования, чтобы определить место истории в решении задач метапредметного уровня, формирования универсальных умений, реализации личностного компонента и т.д.
Содержание общей модели обучения должно быть структурированным, а единицы знаний , перечень умений, общие ценностно-смысловые положения должны быть сформулированы так, чтобы их можно было развертывать при проектировании курсов по тем же структурным компонентам, но теперь уже в соответствии с возрастными особенностями познавательной деятельности и ценностными ориентирами учеников на данном этапе обучения. Модель курсов станет основой для дальнейшего , тематического планирования и уроков. Начать работу надо с системнеого целеполагания в\предмет- курс =тема курсов.

Что необходимо изменить в требованиях?

Соглашусь с коллегами. Изменить

1. Значительно сократить и упростить объем изучаемого материала по всеобщей истории в 6-9 классах, сократить предметные требования по Всеобщей истории в соответствии с количеством часов, отведенных на ее изучение.

2. Уменьшить перечень необходимых для усвоения дат по истории России и всеобщей истории.

3. Установить для проверки качества знаний минимум исторических понятий, имен исторических деятелей и деятелей культуры.

4. Огромная часть требований связана с запоминанием материала, каждый год учащиеся должны усвоить множество терминов и событий. Объем огромен, нет возможности формировать функциональные умения и фиксировать изученное.

5. Самым слабым местом даже нового ФГОС является отсутствие синхронизации изучения материала хотя бы в гуманитарных дисциплинах.

Риски при реализации требований

Предметные требования не ориентированы на реализацию системного подхода по структуре и отбору основных единиц знаний и умений. Требования не содержат четкой содержательной ориентационной основы для организации обучения на метапредметном уровне, для формирования фундаментальных знаний; для становления ценностно-смысловых ориентиров на основе реализации воспитательного потенциала истории; не учитываются межпредметные связи с другими предметами , чем не обеспечивается решение задач формирования универсальных умений в процессе предметного обучения. При отборе содержания единиц знаний и умений по классам не соблюдается принцип возростосообразности. В проектировании не используются научные основополагающие методические положения о возрастных особенностях освоения знаний и формирования умений. В целом предметные требования не адекватны в главных вопросах основным требованиям ФГОС, требования к деятельности учащихся изложены на основе знаниевой модели обучения, в рамках традиционной методики , а не на принципах деятельностного подхода , развивающего обучения

Отвечают ли требования запросам современного мира?

В целом требования отвечаю запросам современного мира.

Научить понимать

При создании проекта документа проведена масштабная работа по терминологическим акцентам. Обращение к специальной лексике создает основу для работы с текстовыми источниками, корректных описаний эпох и очерчивания их границ.

Отвечают ли требования запросам современного мира?

Освоения учебного предмета «История», отвечают запросам современной школы.Новые Стандарты соответствуют современным требованиям, привлекает использование исторического понятийного материала.Требования к результатам носят конкретный, понятный характер. Это поможет и при составлении рабочей программы, и при подготовке к уроку.

Отвечают ли требования запросам современного мира?

Новые Стандарты соответствуют современным требованиям, привлекает использование исторического понятийного материала, что обеспечит помощь при подготовке к урокам, конкретность требований к результатам поможет при составлении рабочей программы

Отвечает запросам современного мира.

Предметное содержание курса истории в проекте соответствует современным требованиям и запросу современного общества, может применяться на современном этапе образовательного процесса.

Требования отвечают запросам современного мира

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «История», отвечают запросам современной школы, результаты по освоению основной образовательной программы учебного предмета распределены по годам обучения без привязки к модулям, это удобно для учителя во время разработки рабочей программы, это позволит с одной стороны более эффективно решить задачу обеспечения единства образовательного пространства, но и позволит учителю учесть особенности образовательной среды той школы, где он работает.

Отвечают ли требования запросам современного мира?

В данном документе мы видим четкое определение терминов и исторических понятий по истории России и Всеобщей истории не только по годам изучения, но и по периодам. Для правления Петра I – одни, для Екатерины II – другие. Требования к результатам носят конкретный, понятный характер. Это поможет и при составлении рабочей программы, и при подготовке к уроку.

Какие требования необходимо добавить

-Учитывать реальные возможности детей, менталитет, особенно сельской местности

-Слишком "научным" является предоставленный учебный материал в 5-ом классе.

Что необходимо изменить в требованиях?

Я думаю надо установить минимум исторических понятий, имен исторических деятелей и деятелей культуры и учесть особенности детей всех уровней развития. Также не достаточное обеспечение материально- технической базы.

учебник под редакцией А.В. Торкунова необходимо доработать, добавив справочный материал в Приложения (термины, даты).

учебник под редакцией А.В. Торкунова необходимо доработать, добавив справочный материал в Приложения (термины, даты).

Что необходимо изменить в требованиях?

- включить в перечень предметных результатов первого года обучения учебного предмета умение объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, которые уже не первый раз включены в ВПР: синкретизм, остракизм, шеду, ном. В учебнике данные термины не представлены, как впрочем, и в предметных требованиях нового проекта ФГОС.

- включить в перечень предметных результатов пятого года обучения учебного предмета умение объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

- учебник под редакцией А.В. Торкунова необходимо доработать, добавив справочный материал в Приложения (термины, даты).

Отсутствие синхронизации изучения материала по учебным предметам

Самым слабым местом даже нового ФГОС является отсутствие синхронизации изучения материала хотя бы в гуманитарных дисциплинах. А ведь хотелось бы изучать Отечественную войну 1812 года по истории и произведение «Война и мир» по литературе хотя бы в пределах одной четверти. Запоминание материала у учащихся было бы точно лучше! Кроме того, способствовало бы освоению метапредметных результатов