История: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Детализация и конкретизация предметных умений

Необходимо конкретизировать и детализировать ряд предметных умений.

во-первых, конкретизировать, что понимается под "периодом истории": большой отрезок времени, например, век, либо же небольшой по продолжительности период - например, период правления конкретного исторического деятеля.

Так, в предметных результатах 1 года обучения (5 класс) идет речь об умении определить, в какой "период истории" Древнего мира был создан тот или иной исторический источник. На следующих этапах обучения ребенок должен уметь соотнести вещественный исторический источник с "историческим периодом". Если под историческим периодом понимается небольшой отрезок времени, то требования стандарта чрезмерны.

Требует конкретизации и формулировка - "проводить атрибуцию изобразительной наглядности" - как именно должны дети осуществлять атрибуцию на разных годах обучения ( с усложнением процедуры атрибуции).

То же самое можно сказать и о требовании проводить атрибуцию исторического источника (как усложняется эта процедура с каждым годом, ее отдельные элементы).

Необходимо детализировать, какие картографические умения должны демонстрировать дети на разных годах обучения ( с приращением ). Для пятого класса не указано умение показывать границы государств, маршруты крупных походов и военных экспедиций, переселений; представление об условных обозначениях карты, понимание, что такое легенда карты. Что касается умений характеризовать социально-экономическое и политическое развитие изучаемого региона с использованием карты, то в 7 классе детям это делать затруднительно, можно давать такие задания в 8-9 классах (с постепенным нарастанием сложности)

Требует конкретизации словосочетание "установление причинно-следственных связей". Данное умение формируется на протяжении длительного времени и в 5 классе, у большинства школьников это умение находится в процессе перехода с наглядно-образного на понятийный уровень. Полностью переход на понятийный уровень осуществляется в 7-9 классах,. Поэтому необходимо прописать, что должен уметь делать ребенок на каждом уровне обучения (с приращением).

В 5-7 классах лишь некоторые дети способны отделить причину от предпосылки и повода. Эти умения формируются уже в 8-9 классе, а в старших классах дети уверенно оперируют этими понятиями. Поэтому нецелесообразно требовать различения этих понятий от учащихся 5-7 классов.

К умения объяснять смысл изученных понятий необходимо добавить умение давать определения на основе классической структуры определения (родо-видовая структура) с вычленением существенных признаков в качестве видовых отличительных признаков.

Не совсем понятно, что имеется в виду под выражением "анализировать историческую ситуацию". Требуется пояснение этого термина.

Когда речь заходит об умении составить простой или сложный план изучаемой темы, требуется конкретизация (простой план текста, сложный план текста, простой план развернутого ответа без опоры на текст или иллюстрацию, сложный план развернутого ответа без опоры на текст или иллюстрацию). Уточнить, что такое план-конспект изучаемой темы (для 9 класса).

Неясно, что значит фраза "уметь выделить и обобщить существенные признаки исторических событий". Что понимается под признаками?

Для учащихся разных лет обучения необходимо конкретизировать, какие объекты они должны уметь наносить на карту без опоры на атлас.

В 8-9 классах отсутствует умение анализировать иллюстративный материал.

Институт развития образования Свердловской области