Обществознание: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
22
часа
19
минут
164 предложения
Показывать

ФГОС ООО отвечает запросам современной школы

Распределение материала по предметным результатам в новых ФГОС ООО облегчает изучение курса обществознания еще и с той позиции, что четко перекликается с кодификатором элементов содержания ЕГЭ. Структурированность таких элементов, как - человек, сферы общества, роль права в регулировании общественных отношений, права и свободы человека в новом формате (6-7 класс), особенно важна для 12 – 13 летних подростков. Чем серьезнее материал правового блока, экономических явлений, тем интереснее проходят уроки. Поделюсь опытом этого учебного года. Тема «Правоотношения» в 7 классе изучается на примере реальных жизненных обстоятельств. Анализ юридического факта-события и юридического факта-действия эффективнее дает результат при изучении прав и свобод человека. Безусловно, фактор количества часов играет не последнюю роль. Однако, возможности реализации, наряду с традиционными курсами и предметами таких программ, как: «Школа молодого политика», «Малая научная академия», позволяют изучение правовых тем превратить в увлекательный процесс исследования, тренинга, игры, викторины.

Содержание курса

Представленный вариант ФГОС ООО для основной школы по обществознанию отвечает задачам курса в школе. Предметные результаты позволяют усилить практико-ориентированность курса, наметить возможные действия учителя по их достижению. Хочу предложить правки в содержание курса: 1 год – Человек и его ближайшее окружение; 2 год - Ценности. Общество. Духовная культура; 3 год - Социальные вопросы. Экономика; 4 год - Политика и право.

Несоответствие содержания учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова требованиям нового ФГОС

Требования к предметным результатам первого года обучения (6 класс) не соответствуют содержанию учебника, например: описывать особенности подросткового возраста; виды экономической деятельности; особенности социальной структурысовременного российского общества; типы семей; ресурсы и возможности экономики России; государственные символы России; место России в современном мире.

Требования к предметным результатам второго года обучения (7 класс) не соответствуют содержанию учебника, например: норма права, отрасль права, субъект права; правоспособность, дееспособность; трудовой договор, рабочее время; время отдыха. Описывать правовые отношения, регулируемые гражданским, трудовым, семейным законодательством Российской Федерации; особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Данные требования соответствуют материалу учебников для 8 и 9 классов под редакцией Л.Н.Боголюбова. Ждем выпуска новых учебников, соответствующих требованиям нового ФГОС.

ФГОС способствует развитию личности ребенка .

На мой взгляд, цели Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения активно включают ребенка в образовательный процесс. А многие знания усваиваются через разнообразные практические задания. что делает процесс обучения интересным и более глубоким. Особенно, это проявляется при изучении предмета обществознания. Выполняя проекты социальной, экономической и политико –правовой направленности происходит развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Что помогает ему интегрироваться в общество

Логика и последовательность изучения разделов учебного предмета "Обществознание"

Обществознание

Последовательность предметных результатов первого года – четвертого года обучения учебного предмета не соответствует содержанию предмета «Обществознание», указанного в Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной Минпросвещения России 24.12.2018.

ФГОС удовлетворяет запросам современного мира.

Считаю,что ФГОС ООО отвечает требованиям современного мира,так как динамика современной жизни диктует всем нам новые правила и предъявляет новые требования. В современных условиях обществоведческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире , широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе , глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения.

Необходимые изменения

В первую очередь, соглашусь с коллегами, которые предлагают увеличить количество часов в 8 и 9 классе, с одного часа до двух. В этом случае можно было бы повторить материалы предыдущих лет обучения, решать практические задания, которые требуют развернутого ответа. В 5 и 6 классах материала в учебниках катастрофически не хватает и приходится его неоправданно растягивать. Кроме того, текущей версии проекта результаты определены на четыре года. В большинстве образовательных учреждений программа по обществознанию в основной школе реализуется в течение пяти лет. Разработчики этот факт оставили без внимания. Согласно имеющейся версии преподавания курса должно осуществляться с 6-ого по 9-ый классы.

Риски реализации требований

Главным риском в реализации требований ФГОС ООО является консервативность учителей и их неготовность работать с новыми учебниками, с использованием новых технологий и др. Кроме того. после принятия стандартов, большая работа потребуется от авторов учебников для приведения в соответствие с требованиями ФГОС ООО.

ФГОС ООО соответствует современным реалиям

То что в новых ФГОС появляются предметные результаты - это само по себе большое достижение! Крайне положительным является то, что содержание предмета разделено по годам обучения и четко структуировано. Все это соответствует требованиям современности. Распределение содержания дисциплины по классам, на наш взгляд, полностью соответствует возрастным особенностям школьников. Например, в 7 классе расширяется дееспособность несовершеннолетних, в связи с достижением 14-летнего возраста. Поэтому эти учащиеся должны иметь представление о порядке своего возможного трудоустройства на период каникул, о возможности самостоятельно открыть счет в банке и др. Я не согласна с коллегами, которые считают, что данный материал сложен для обучающихся в этом возрасте. Обществознание вообще сложный предмет для обучающихся любой возрастной категории. Задача учителя, разработчиков учебников отобрать такие средства и методы обучения, предложить такие формы работы, которые будут посильны для учеников. Именно мастерство учителя позволяет адаптировать любой сложный материал для учащихся определенного возраста и с учетом их индивидуальных особенностей.

Отсутствует требование к результату "овладение приемами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России".​

К сожалению в проекте обновленного ФГОС отсутствует описание, конкретизация и детализация по годам обучения требования к результату "овладение приемами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России".

Какова связь принятой концепции преподавания обществознания и обновленного ФГОС​?

Считаю необходимым обсудить вопрос о преемственности и связи принятой концепции преподавания обществознания и обновленного ФГОС

Программа

Соглашусь с коллегами, которые предлагают увеличить количество часов на изучение предмета в 8 и 9 классах с одного часа до двух, чтобы более подробно изучить программный материал и отработать умения и навыки обучающихся.

Изменение требований

Соглашусь с коллегами, которые предлагают увеличить количество часов в 9 классе с одного часа до двух, чтобы отработать умения и навыки обучающихся для применения в учебных ситуациях

Количество учебных часов

Соглашусь с коллегами, которые предлагают увеличить количество часов в 9 классе с одного часа до двух, чтобы отработать умения и навыки обучающихся для применения в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях.

Количество учебных часов

Считаю необходимым увеличение учебных часов на 3 и 4 годах обучения (8 и 9 классы) с одного до двух. Экономика и политика, которые выносятся на эти периоды обучения, требуют больше учебного времени. Тем более, что к выпускникам ступени основного общего образования предъявляются серьёзные и разнообразные требования.

Гражданственность и патриотизм

Соглашусь с коллегами, нельзя упускать из содержания и требований этот аспект (развитие гражданственности и патриотизма). В условиях международной напряжённости необходима гражданская идентификация граждан.

Развитие политико-правовой культуры

Современный человек должен иметь представление о том государстве, гражданином которого является, об обществе, в котором живёт, о процессах и явлениях, которые происходят в нашей жизни. Предмет обществознание помогает формировать политико-правовую культуру у подрастающего поколения. Поэтому предметное содержание ФГОС отвечает запросам современного мира

Федеральный государственный образовательный стандарт по обществознанию отвечает требованиям современного мира

Программа ФГОС, широта представленных в ней и необходимых для освоения тем соответствует требованиям современного общества, в котором к подросткам предъявляются все более высокие требования в плане интеллектуального, личностного, социального развития. Достаточно хорошее владение материалом на практическом и теоретическом уровне позволит лучше ориентироваться в социальной действительности. К современным подросткам предъявляются все большие требования в плане их успешного становления в профессии, социуме, межличностных отношениях и пр. Ознакомление и достаточное усвоение накопленных теоретических знаний и практических аспектов в рамках ФГОС обеспечивает опору для личностного выбора подростка.

Обществознание в 9 классе

Поддерживаю коллег, которые предлагают увеличить количество часов в 9 классе, с одного часа до двух. К сожалению, не хватает одного урока для изучения некоторых тем, которые требуют более глубокого изучения.

Изменение структуры расположения требований по годам обучения

1. Тема здорового образа жизни в Проекте ФГООС ООО предлагается изучать на четвёртом году обучения, что крайне нелогично.

Формировать здоровый образ жизни необходимо как можно раньше, на первом году обучения курса обществознания. Эта тема понятна для усвоения, что также определяет ее изучение в 6 классе. При этом сохраняется преемственность изучения этих тем, с которыми школьники знакомились в рамках курса начальной школы «Окружающий мир».

2. Наблюдается разброс единых тематических блоков по разным классам. Так, согласно требованиям Проекта, в 6 классе (на первом году обучения) школьники должны описывать особенности подросткового возраста, а «основные социальные роли в подростковом возрасте» проект ФГОС ООО предлагает изучать на четвертом году обучения, то есть в 9 классе.

Предлагаем дать социальные роли в 6 классе и развить их в 7 классе в рамкахизучения темы «Социальный статус», так как эти понятия связаны между собой.

3. Проект ФГООС ООО предполагает называть и знать глобальные проблемы на первом году обучения, а тему глобализации в 9 классе. Это приводит к разрыву дидактических единиц, так как освоить глобальные проблемы современности без понимания процесса глобализации невозможно.

Предлагаем совместить эти темы и дать в 6 классе.

4. Проект ФГОС основную нагрузку по изучению правовой сферы относит ко второму году обучения, совмещая ее с изучением социальных норм. Между тем, правовой раздел очень сложен для понимания учащихся 7 класса и не отвечает уровню их социального опыта. К тому же базовые основы правой культуры, необходимые учащимся в связи с расширением их частичной дееспособности в 14 лет, будут рассматриваться в рамках изучения социальных норм (примечание: в 7 классе учащихся, достигших 14 лет — немного).

Предлагаем изучать право на третьем году обучения, после изучения политической сферы, по мере освоения ими социальной роли гражданина.

5. Почему политическая сфера включена в последний год изучения? Знакомство с политической сферой общества и в том числе политическим устройством государства Российской Федерации, паспорт которой учащиеся получают в 14 лет, необходимо начать до изучения правовых основ, так как именно государство является создателем тех самых правовых норм, которые проект ФГОС ООО предлагает изучать до изучения функций государства. Хотим подчеркнуть, что сначала нужно изучить законотворческую деятельность государства, а потом сам продукт этой деятельности, то есть законы, а не наоборот. Тех первичных знаний о государстве, которые школьники получат на первом году обучения, в рамках изучения сфер общественной жизни, явно будет недостаточно для понимания законодательного процесса. Тем более, логичнее будет расширить знания о государстве и политической сфере на втором году обучения, сохранив преемственностью в изложении материала. Как можно изучать основы права без предварительного изучения деятельности государства? Именно государственные органы власти следят за правопорядком и привлекают к юридической ответственности.

Раздел «Право» необходимо дать на третьем году обучения после знакомства с политической сферой. Это обеспечит последовательность изучения политических и правовых вопросов.

6. Изучение социальных норм разумней было бы совместить со сферой духовной культуры, включая науку и образование на втором году обучения.

В проекте ФГОС ООО, по непонятным причинам и вопреки логике Концепции преподавания обществознания, духовная сфера объединена с экономикой на третьем году обучения.

7. Проект ФГОС ООО прописывает изучать роль экономики в жизни общества; предпринимательскую деятельность; разделение труда; рыночное равновесие и цены, рыночную экономику; экономические цели и функции государства на третьем году обучения (в 8 классе). Напомним, по проекту ФГОС ООО функции внутренней политики, в том числе и государства по проекту ФГОС будут рассматриваться только в 9 классе, а вот экономические цели и функции государства, роль государства в рыночной экономике предлагают школьникам усвоить в 8 классе. Возможно ли это? Опять нарушение последовательности в изучении материала.

Предлагаем раздел по экономике оставить на последний год обучения. Как показывает практика, учащимся основной школы очень сложно даются экономические темы, финансовая грамотность, устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования и т.д. Им нужно повзрослеть, чтобы понять эти темы.

8. Проект ФГОС ООО рекомендует изучение тем по социальной сфере на последнем году обучения, то есть в 9 классе, что нецелесообразно, так как к этому времени обучающийсяуже должен осознавать своё положение в обществе, социальной группе, знать свой социальный статус и выполнять соответствующие социальные роли. В 9 классе уже поздно знакомиться с понятием «социализация», так как обучающиеся являются практически выпускниками основного общего образования.

Предлагаем темы по изучению социальной сферы перенести на второй год обучения, в 7 класс.