Обществознание: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Изменение структуры расположения требований по годам обучения

1. Тема здорового образа жизни в Проекте ФГООС ООО предлагается изучать на четвёртом году обучения, что крайне нелогично.

Формировать здоровый образ жизни необходимо как можно раньше, на первом году обучения курса обществознания. Эта тема понятна для усвоения, что также определяет ее изучение в 6 классе. При этом сохраняется преемственность изучения этих тем, с которыми школьники знакомились в рамках курса начальной школы «Окружающий мир».

2. Наблюдается разброс единых тематических блоков по разным классам. Так, согласно требованиям Проекта, в 6 классе (на первом году обучения) школьники должны описывать особенности подросткового возраста, а «основные социальные роли в подростковом возрасте» проект ФГОС ООО предлагает изучать на четвертом году обучения, то есть в 9 классе.

Предлагаем дать социальные роли в 6 классе и развить их в 7 классе в рамкахизучения темы «Социальный статус», так как эти понятия связаны между собой.

3. Проект ФГООС ООО предполагает называть и знать глобальные проблемы на первом году обучения, а тему глобализации в 9 классе. Это приводит к разрыву дидактических единиц, так как освоить глобальные проблемы современности без понимания процесса глобализации невозможно.

Предлагаем совместить эти темы и дать в 6 классе.

4. Проект ФГОС основную нагрузку по изучению правовой сферы относит ко второму году обучения, совмещая ее с изучением социальных норм. Между тем, правовой раздел очень сложен для понимания учащихся 7 класса и не отвечает уровню их социального опыта. К тому же базовые основы правой культуры, необходимые учащимся в связи с расширением их частичной дееспособности в 14 лет, будут рассматриваться в рамках изучения социальных норм (примечание: в 7 классе учащихся, достигших 14 лет — немного).

Предлагаем изучать право на третьем году обучения, после изучения политической сферы, по мере освоения ими социальной роли гражданина.

5. Почему политическая сфера включена в последний год изучения? Знакомство с политической сферой общества и в том числе политическим устройством государства Российской Федерации, паспорт которой учащиеся получают в 14 лет, необходимо начать до изучения правовых основ, так как именно государство является создателем тех самых правовых норм, которые проект ФГОС ООО предлагает изучать до изучения функций государства. Хотим подчеркнуть, что сначала нужно изучить законотворческую деятельность государства, а потом сам продукт этой деятельности, то есть законы, а не наоборот. Тех первичных знаний о государстве, которые школьники получат на первом году обучения, в рамках изучения сфер общественной жизни, явно будет недостаточно для понимания законодательного процесса. Тем более, логичнее будет расширить знания о государстве и политической сфере на втором году обучения, сохранив преемственностью в изложении материала. Как можно изучать основы права без предварительного изучения деятельности государства? Именно государственные органы власти следят за правопорядком и привлекают к юридической ответственности.

Раздел «Право» необходимо дать на третьем году обучения после знакомства с политической сферой. Это обеспечит последовательность изучения политических и правовых вопросов.

6. Изучение социальных норм разумней было бы совместить со сферой духовной культуры, включая науку и образование на втором году обучения.

В проекте ФГОС ООО, по непонятным причинам и вопреки логике Концепции преподавания обществознания, духовная сфера объединена с экономикой на третьем году обучения.

7. Проект ФГОС ООО прописывает изучать роль экономики в жизни общества; предпринимательскую деятельность; разделение труда; рыночное равновесие и цены, рыночную экономику; экономические цели и функции государства на третьем году обучения (в 8 классе). Напомним, по проекту ФГОС ООО функции внутренней политики, в том числе и государства по проекту ФГОС будут рассматриваться только в 9 классе, а вот экономические цели и функции государства, роль государства в рыночной экономике предлагают школьникам усвоить в 8 классе. Возможно ли это? Опять нарушение последовательности в изучении материала.

Предлагаем раздел по экономике оставить на последний год обучения. Как показывает практика, учащимся основной школы очень сложно даются экономические темы, финансовая грамотность, устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования и т.д. Им нужно повзрослеть, чтобы понять эти темы.

8. Проект ФГОС ООО рекомендует изучение тем по социальной сфере на последнем году обучения, то есть в 9 классе, что нецелесообразно, так как к этому времени обучающийсяуже должен осознавать своё положение в обществе, социальной группе, знать свой социальный статус и выполнять соответствующие социальные роли. В 9 классе уже поздно знакомиться с понятием «социализация», так как обучающиеся являются практически выпускниками основного общего образования.

Предлагаем темы по изучению социальной сферы перенести на второй год обучения, в 7 класс.

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны

Похожие предложения

Добавить в блок"ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ", "Приложение 5. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию", "Предметные результаты освоения четвертого года обучения учебного предмета «Обществознание» должны отражать сформированность умений:" - определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; прогнозировать последствия активности субъектов социальных отношений.
1 доработка
Необходимо изменить структуру подачи материала в зависимости от года обучения
1 доработка
О сокращении требований предметных знаний в первый год обучения обществознанию
0 доработок
Необходимо изменить структуру подачи материала в зависимости от года обучения
1 доработка
Требования четвёртого года обучения
0 доработок