Обществознание: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

новый стандарт - новые возможности

Представленный вариант ФГОС ООО по обществознанию (нового поколения)отвечает требованиям времени и ключевым задачам обучения на уровне основного общего образования.

ФГОС ООО конкретизирует и формирует базовые принципы образовательной деятельности, среди которых взаимное уважение, личное трудолюбие, осознанная гражданственность, правовая культура, персонифицированная ответственность и истинный патриотизм. Подобный комплекс ментальных маркеров, определяющих гражданское воспитание, формируется на основе глубокого овладения фактическим материалом и определенным опытом интеллектуального обобщения, позволяющим анализировать современное общество как интегрированную систему и реконструировать многообразные связи отдельных сфер практической жизнедеятельности избранного социума, следуя внутренней логике образовательного стандарта.

Конструктивистский подход в отборе содержания позволил четко конкретизировать требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание», распределить их по годам обучения, определить перечень понятий и практико- ориентированных умений (анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников) для каждого года обучения, все это безусловно положительно скажется на реализации ФГОС.

Четко сформулированные требования определяют ориентиры для учителей в преподавании обществознания как в отборе содержания, так и в проектировании урока и выборе методических приемов.

Предложенныйвариант ФГОС отчетливо демонстрирует необходимые результаты личной образовательной практики современного учащегося, который должен сформировать идентифицированный набор ментальных ценностей, среди которых выраженная идентичность российской гражданской нации, индивидуальная ответственность перед Родиной, символическое восприятие государственных символов, конституционное самоопределение на основе внутренней гражданственности. Подобная воспитательная цель не может быть достигнута без системного изучения обществознания, предоставляющего адекватную информацию о национальной экономике, социальных отношениях и правовой системе. ФГОС закрепляет указанный курс, способствуя практической реализации государственной образовательной политики.

Практико-ориентированная составляющая учебного курса «Обществознание» (развитие поисковых умений и навыков работы с различной информацией, проектное обучение, опора на личный социальный опыт, использование полученных знаний в повседневной практической деятельности и т.п. ) усиливает роль «Обществознания» как фундаментального общественно-научного предмета, ориентированного на формирование ключевых навыков: умение работать в команде, креативность, коммуникативность и социальная конкурентоспособность и др.), необходимых каждому ученику для успешной социализации в условиях динамично изменяющегося общества.

Нужно также отметить, что последовательное формирование требуемых компетенций в области обществознания должно иметь прочный фундамент, который может быть сформирован в рамках выборочного изучения необходимых информационных блоков в основной школе. В частности, соответствующую роль может играть профильный курс основы правовых знаний, реализуемый в 6-7 классе.